10.12.2019

Дешевле не значит хуже

Эксперты утверждают, что спрос на дешевые лекарства упал На фоне регулярных сообщений о том, что россияне стали меньше тратить денег на продукты питания, которыми пестрели СМИ в течение года,

Эксперты утверждают, что спрос на дешевые лекарства упал

На  фоне регулярных сообщений о  том, что россияне стали меньше тратить денег на  продукты питания, которыми пестрели СМИ в  течение года, интересной показалась статистика газеты «Известия» с  ссылкой на  исследования DSM Group о  том, что в  России стали больше тратить денег на  покупку лекарств.

Так, за  октябрь текущего года средний чек за  лекарства вырос почти на  7% по  сравнению с  тем  же периодом прошлого года, сообщает газета «Известия». Неужели вынужденная экономия на  продуктах питания привела к  тому, что люди в  нашей стране стали чаще болеть?

Оказывается, нет! Эксперты объяснили, что динамика цен на  фармацевтическом рынке связана со  снижением спроса на  дешевые медикаменты. То  есть с  некоторых пор дешевые медикаменты перестали вызывать у  наших граждан доверие к  их  эффективности. Даже такие популярные у  потребителей советской закваски, как активированный уголь и  мукалтин.

К  примеру, продажи любимого всеми нами пористого адсорбента под наименованием активированный уголь упали на  21%, на  16% уменьшились продажи дешевого отхаркивающего средства на  основе корня алтея  — мукалтина.

Правда, это касается только препаратов по  цене до  50  рублей. В  более дорогих сегментах продажи увеличились в  пределах 10%. Но  государство уже предпринимает ряд мер, ограничивающих рост цен на  жизненно важные и  необходимые лекарства. В  таком списке уже находится 650 непатентованных наименований медикаментов (ННП), которым соответствует порядка 30  тысяч брендов препаратов. А  в  2020 году из  списка исчезнет один медикамент и  24  добавятся.

В  целом, как утверждают эксперты, фармацевтический рынок стагнирует, и  это одна из  причин, по  которой аптеки нацелены любой ценой продать посетителю более дорогой товар. И, по  их  мнению, такая тенденция в  будущем будет только набирать обороты, ведь аптеки имеют по  большей части не  социальную, а  коммерческую структуру.

Но  не  учитывать социальный фактор у  аптек тоже не  получается. Особенно в  таких регионах, где уровень дохода населения невысок, как например, в  Ингушетии. Здесь стабильно высокий уровень безработицы и  самые маленькие зарплаты. И  такая ситуация вносит свои определенные коррективы в  спрос на  те  или иные лекарства, на  добавочную стоимость при их  реализации.

По  словам Ларисы Костоевой, индивидуального предпринимателя с  фармацевтическим образованием, спрос на  лекарства действительно имеет тенденцию к  снижению. И  конкретно в  ее  случае это связано с  рядом факторов влияния, и, в  первую очередь, социального.

—  Падение продаж в  моей аптеке совпало с  началом экономического кризиса в  стране. Мы  его начали ощущать на  себе особенно остро в  последние два года  — выручка заметно упала. Люди даже с  рецептами от  врачей чаще стали просить заменить дорогие лекарства на  их  дешевые аналоги  — дженерики. Больше появилось людей, которые просят дать лекарства в  долг, а  постоянным клиентам в  таких просьбах не  откажешь,  — говорит владелица аптеки.

По  ее  словам, специально статистику по  спросу на  те  или иные лекарства она не  вела, но  заметного спроса именно на  дорогие лекарства пока не  было. Чаще все-таки берут более дешевое лекарство.

Аналитики зафиксировали падение продаж лекарств в  российских аптеках впервые с  кризиса 2008  года. И  не  в  денежном выражении, а  именно в  упаковках.

«Такой высокий показатель «отрицательного прироста» рынок демонстрировал только в  кризис 2008-2009  годов»,  — говорят авторы исследования  — аналитики агентства DSM Group.

«Это красноречиво свидетельствует вовсе не  о  том, что россияне стали меньше болеть. А  о  том, что дело дошло до  экономии на  самом необходимом  — лекарствах»,  — комментирует ситуацию газета «Московский комсомолец», которая также изучала тему.

На  здоровье экономить, конечно, не  стоит, но, учитывая, что материальный кризис начал поджимать со  всех сторон и  «копейка рубль бережет», как  же все таки правильно определиться с  выбором: дорогие лекарства покупать или их  дешевый аналог? Чаще всего за  нас этот вопрос решает лечащий врач и  оспаривать эту позицию очень сложно, особенно учитывая, что компетенция большинства из  нас в  фармакологии оставляет желать лучшего.

Получается, что мы  стоим вне процесса определения и  выбора того или иного лекарства, а  врач и  производитель со  всем своим маркетингом за  нас решают, что нам употреблять.

Чтобы стать активным участником своего лечения для начала разберемся, что такое дженерики и  в  чем разница между оригинальным лекарством и  его аналогом.

По  словам Ларисы Костоевой, фармацевта-провизора и  аптечного предпринимателя, практически у  всех назначаемых врачами лекарств есть аналоги, у  некоторых даже до  десятков. Их  называют дженериками. Общее у  них с  оригинальным лекарством  — действующее вещество, а  вот цены существенно варьируются.

Препарат, содержащий инновационное действующее вещество, признается оригинальным, на  рынке он  в  момент выхода не  имеет аналогов и  его «единственность» охраняется патентом. Но  проходит 20  лет и  патентная защита уже не  работает. Любая фармацевтическая компания получает отмашку на  производство препарата с  тем  же активным компонентом. Тут-то и  появляются дженерики  — лекарства, содержащие то  же самое действующее вещество, что и  оригинальный препарат, но  выпускающиеся под другим торговым названием.

—  Что влияет на  цену лекарства? Она зависит и  от  степени очистки, от  дополнительных добавок, которые продлевают действия основного вещества, и  от  минимизации в  препарате побочных проявлений. Кроме того, в  цене более дорогих лекарств содержится и  маркетинговая составляющая, куда входят надбавки на  этапе их  реализации аптеками, также и  расходы на  рекламу препарата, а  еще, условно говоря, на  «подкуп врача», чтобы он  прописывал пациентам то  или иное лекарство. Более сложные технологии изготовления также влияют на  конечную цену лекарства,  — комментирует тему фармацевт Лариса Костоева.

Выпускать дженерики существенно дешевле, чем оригинальные лекарства. Сначала компания-производитель оригинального препарата должна придумать рабочую формулу. Потом провести лабораторные исследования, а  действительно  ли новое лекарство работает так, как предполагалось.

Есть и  еще один важный фактор влияния дженериков на  фармацевтический рынок. Производство дженериков позволяет избежать монополии на  рынке лекарств, и  заставляет производителей со  временем снижать цены на  препараты. А  еще дешевые лекарства не  подделают, так как экономически это не  выгодно.

Связано это с  тем, что производящая дженерик компания получает готовую формулу препарата. То  есть после многочисленных лабораторных исследований и  апробации. И  так как тратиться на  испытания при производстве аналогового препарата уже не  нужно, компания может позволить себе уменьшить цену без снижения качества препарата.

Соответствие международным качествам стандарта (GMP)  — это как знак качества для дженерика. Этими стандартами определяются состав, форма упаковки и  качество сырья будущего лекарства. Если препарат окажется неэффективным или опасным, на  рынок его просто не  пропустят.

К  дженерикам есть еще ряд обязательных требований, которые должны совпадать с  оригинальным препаратом. Он  должен оказывать подобный  же эффект, иметь такую  же скорость всасывания и  за  то  же время выводиться из  организма. Этот принцип называется биоэквивалентностью.

При выборе аналогов специалисты рекомендуют обращать внимание на  производителя, у  него должна быть солидная репутация на  фармацевтическом рынке.

Прежде чем дженерик попадет на  полки аптеки, он  должен доказать свою эквивалентность оригинальному препарату. Однако некоторое отклонение (в  пределах  20%) все  же допускается, чем иногда пользуются не  совсем добросовестные производители дженериков. Стремясь снизить издержки, они корректируют состав вспомогательных компонентов и  меняют технологию производства. Это в  конечном итоге может привести к  уменьшению всасываемости препарата, а  значит, и  снижению его эффективности в  сравнении с  оригинатором. Поэтому выбирая аналоги, обращайте внимание на  «солидность» производителя.

Марина Костоева

Последние новости

Пять медалей завоевали дзюдоисты Ингушетии в первый день турнира памяти Парчиева 

В первый день Всероссийских соревнованиях по дзюдо памяти Магомеда Парчиева, проходящих во Дворце спорта «Магас» имени Берда Евлоева в Назрани, ингушские спортсмены завоевали пять медалей.

За незаконную рубку леса на жителя Ингушетии завели уголовное дело

В отношении жителя Малгобекского района завели уголовное дело за незаконную рубку лесных насаждений, сообщили газете «Ингушетия» в пресс-службе регионального министерства внутренних дел.

Разыскиваемых за кражу и оборот наркотиков троих граждан задержали в Ингушетии

Разыскиваемых за хищение чужого имущества и незаконный оборот наркотических средств троих граждан задержали в регионе, сообщили газете «Ингушетии» в пресс-службе МВД по республике.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *