Ученый-арабист и наставник

Есть люди, имена и дела которых золотыми буквами вписаны в историю ингушского народа, да и не только ингушского.

Усман-мулла Охлоевич Муцольгов — в памяти народа

Есть люди, имена и  дела которых золотыми буквами вписаны в  историю ингушского народа, да  и  не  только ингушского. О  таком человеке и  хочу сказать в  этом небольшом материале. Конечно, о  нем можно говорить неустанно, ведь он  из  тех, кто внес большой вклад в  развитие и  укрепление ислама, культуры и  религии.

Усман-мулла Муцольгов был человек слова. Строгий, храбрый, правдивый, честный, стойкий, непоколебимый. В  его лице мы  все потеряли человека принципиального, справедливого, знающего основательно азы ислама. Он  был неформальным лидером, к  мнению которого прислушивались все верующие, в  том числе и  руководители региона. К  нему обращались с  любыми вопросом не  только жители нашей республики, но  и  других регионов. Для него было чуждо стремление к  какой-либо славе.

Каким он  был человеком и  лидером, можно было наблюдать на  его похоронах. Почти все жители Ингушетии были там, а  также представители Чечни и  Дагестана.

Родился Усман Охлоевич в  селе Сурхахи Назрановского района в  1909 году в  семье Муцольгова Охло Берсовича и  Заби Оздоевой. Предки Охло были из  горной Ингушетии, из  села Лейми. После смерти своего отца, Берса, Охло перебрался в  село Сурхахи. В  совместном браке с  Заби у  них родилось три сына, младший Усман  — уже после смерти отца. И  всех троих сыновей мать воспитывала одна. По  рассказу родных, один из  братьев работал в  сельском совете, а  второй ушел на  войну, где и  погиб. А  младшего Усмана, когда ему исполнилось 6  лет, мать отдала учиться в  медресе. Говорят, он  был смышленым мальчиком и  все хватал на  лету. С  семи лет он  начал молиться и  до  конца своей жизни отдавал этот долг Аллаху.

Первым его наставником стал Солсбик Матиев, житель села Сурхахи. А  впоследствии он  учился у  Гагиева Терсмейл-хаджи, Солсбика Бацаева, Али-Муллы Сапралиева, Ахмед-муллы Богатырева, у  ученика Абдуллы Вагапа Хаджи Димитова из  Ташкечу (ныне город Аксай), также у  Шанхоева Муссы и  Увайса Балаева. Всю свою сознательную жизнь он  следовал их  учению. В  16-летнем возрасте он  усвоил товхид (единобожие), знал в  совершенстве нахву  — дословный перевод с  арабского языка, фикх  — основы исламского права, а  также в  совершенстве на  арабском языке знал математику, историю, географию, астрономию, медицину.

В  1944  году, когда ингушский народ был выслан в  Казахстан и  Киргизию, Усман-мулла оказался в  Караганде. А  наша семья оказалась в  Кокчетавской области (Зеренденский район), но  вскоре нам разрешили переехать, и  там мы  жили рядом с  Усманом-муллой. До  выселения нашего народа он  был председателем шариатского суда и  одновременно вел преподавание в  медресе.

В  то  время мой возрастной отец, Яндиев Хадрис Товсултанович, работал начальником охраны на  обувной фабрике в  Караганде, это было в  новом городе, и  параллельно представителем чечено-ингушского народа в  обкоме. К  нам каждую пятницу собирались шесть человек (чеченцев) и  с  ними постоянно приходил Усман Охлоевич, вот так я  его и  узнал.

Там, в  ссылке, узнав о  том, что в  Караганде находится известный арабист (это было в  1950  году), муфтий Средней Азии Зяудин шейх ибн Ишан Бабахан приглашал его преподавателем в  Бухарский университете ислама. Но  Усман Охлоевич отказался, мотивируя это тем, что он  нужен своему народу, поскольку среди нашего народа было мало людей, знавших Коран (ведь в  годы сталинизма многих наших богословов расстреляли).

После возращения на  родину Усман-мулла стал обучать Корану многих людей. Среди его учеников были такие алимы, как Зяудин Муцольгов, Ибрагим Аушев, Султан Дакиев, Салан-Гирей Измайлов и  многие другие, а  также представители других народов.

Муцольгов Усман Охлоевич был известным ученым-богословом, в  частности, в  1977 году его пригласили на  исламскую конференцию в  Бухару, но  он  не  смог поехать из-за болезни. Вместо себя отправил Ахмеда Белхароева и  Абдул-Хамида Измайлова, и  с  ними  же отослал приветственное письмо. Это письмо находится, как памятное приветствие из  уважения к  автору письма, в  музее Бухары.

Из-за религиозных убеждений его преследовали власти. Дошло до  того, что в  1975 году его хотели изгнать из  села, но  народ как один поднялся за  своего духовного лидера.

Усман-мулла после возращения нашего народа из  ссылки был бессменным имамом села Сурхахи, более 20  лет преподавал в  одной из  мечетей города Назрани. На  сегодняшний день здравствующие его ученики  — это Микаил Даурбеков, Адам Горданов, Магомед-Сали Даурбеков, Хусейн Шадиев, Абдула Оздоев. Внук его Нурадин и  один из  учеников Зурабов Хамзат обучаются в  Университете Аль-Азхара. А  также его учениками были Асхаб Евлоев, Ильяс Газдиев, Илез Аушев, Ибрагим Леймоев и  другие.

Усман Охлоевич до  конца своей сознательной жизни был консультантом по  вопросам шариата. Он  принимал активное участие в  становлении ингушской государственности. В  то  трудное для республики время люди прислушивались к  его советам.

У  Усмана Охлоевича было 20  детей, из  них 4  умерли, осталось 10  сыновей и  6  дочерей. Все дети, внуки, правнуки (всего 270  человек) воспитаны в  лучших исламских традициях. Из  рассказа очевидцев, он  не  дотрагивался до  харамного, трудился в  поте лица в  своем подворье, ел  только  то, что выращено у  себя в  огороде. Был очень аккуратным, опрятно одетым.

Я  расскажу случай из  моей жизни. После «осетино-ингушского конфликта» осени 1992 года моя семья жила в  городе Малгобеке. Там в  1996 году скончалась мать. Усмана-муллы и  других богословов в  то  время не  было дома, они совершал хадж к  святым местам Мекки и  Медины.

По  их  приезде мы  назначили саг1а (большие поминки). Мне было поручено известить богословов в  Назрани, я  приехал в  мечеть, которая находилась в  районе железнодорожного вокзала (сейчас там построена новая). Усман-мулла сидел по  левую сторону, к  стене по  ходу сидел Саид-Магомед из  рода Курайшитов, а  напротив  — Орци Мерешков (они не  раз бывали в  нашем доме). Саид-Магомед спросил меня, как мать (правда, перепутал меня со  старшим братом  — Юуспом). Я  сообщил, что мать скончалась, поэтому я  и  приехал к  ним. Усман-мулла, выразив соболезнования, сказал: «Упал еще один столб Накшбанди».

Усман Охлоевич был очень уважаемым нами родственником и  всегда желанным гостем.

Усмана Охлоевича не  стало 13  апреля 2013  года, и  этот день стал траурным для всего ингушского народа. Ученый-арабист, он  прожил долгую яркую жизнь. До  последнего дня наставлял людей на  истинный путь ислама.

На  сегодняшний день в  семье Усмана Охлоевича 27  человек владеют толкованием Корана, дословно знают фикх, грамматику, таджвид, это и  есть огромное счастье и  большая заслуга отца и  деда Усмана Охлоевича.

Мой низкий поклон всему семейству Усмана Охлоевича.

С  уважением Яндиев Сайт-Али Хадрисович.

В  материале использована информация из  открытых источников

Лорс Берсаев

Последние новости

Профилактика воздушно - капельных инфекций

Инфекционные заболевания до настоящего времени являются  распространенными заболеваниями во всём мире.

В Ингушетии прошел чемпионат среди школьников по оказанию первой помощи

В республике прошел чемпионат среди школьников по оказанию первой помощи, организованный молодежной организацией «Движение Первых» совместно с Ингушским отделением всероссийского корпуса спасателей.

Состоялось внеочередное заседание санитарно – противоэпидемической комиссии (СПЭК)

20.12.2024 состоялось заседание Межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве РИ под председательством заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия – И.М.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Севастополе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *