10.03.2022

О важном

Забота о природе — это прежде всего дань уважения к самому себе Гармоничное взаимодействие человека и природы, само собой разумеется, должно быть осмыслением человеческого бытия.

Забота о природе — это прежде всего дань уважения к самому себе

Гармоничное взаимодействие человека и  природы, само собой разумеется, должно быть осмыслением человеческого бытия. Именно так понимали наши предки свою заботу о  природе, понимали красоту окружающей их  действительности.

А  иначе и  быть не  могло. «География народа всегда бывает символическим выражением души народа»,  — писал в  подтверждение этой мысли и  философ Н.  Бердяев. Понимая неразрывность связи со  средой их  обитания, горцы заботились об  окружающей природе: рубили лес, жалея, понимая, что его надо использовать не  только как источник тепла и  уюта, но  и  беречь для будущего поколения.

«На  дрова присматривали дерево загодя,  — вспоминал Хусейн Харсиев, 1929 года рождения,  — выбирали только  то, которое кривое, сухое, с  большим дуплом. И  охотились только в  пору, когда детеныши лесных животных уже не  нуждались в  родительском уходе».

Предки воспринимали свою природную обитель как естественное состояние их  миропорядка, заботились о  разумном использовании природных богатств, о  сохранении и  приумножении  их.

Как вспоминает в  одной из  своих передач известный писатель Иса Кодзоев, старики учили детей с  малых лет относиться к  природным дарам бережливо. Так, собирая лекарственные травы, объясняли, что нельзя их  вырывать с  корнями, следовало их  срезать ножом, чтобы они могли и  в  дальнейшем принести людям пользу. Если уже была протоптана тропинка в  лесу  ли, в  поле или во  дворе, нельзя было с  неё сходить, чтобы как можно меньше утаптывать травяной покров. Учили детей не  выщипывать травку, что равнозначно вырванному клоку волос, и  т.  д. Такое  же бережливое отношение к  животным было и  у  охотников.

«Они вырабатывали некоторую специализацию в  своём ремесле, в  том числе и  бережливое отношение к  диким животным. Не  допускалась бесконтрольная охота на  зверей. Был запрет на  охоту на  животных во  время выкармливания потомства. Регулировалась добыча, исходя из  разумных потребностей, объективно необходимых и  достаточных для поддержания нормальной жизни. Охотились главным образом на  те  виды животных, которые были массовыми, крупными и  наиболее доступными. Сколько  бы ни  было человек в  охотничьей группе, больше 3-4 животных нельзя было убивать. Так, охота на  оленей допускалась только в  месяц «сай 1аха бутт» (месяц, когда трубит олень), то  есть октябрь. Олени к  этому времени становились справными. Бывали и  определенные рощи, где охота полностью была запрещена. Не  разрешалось трогать и  стельное животное»,  — писала в  своих исследованиях доктор исторических наук Зейнеп Дзарахова.

По  рассказам Любы Калоевой, 1929 года рождения, по  преданиям старины, когда сжигали мусор, следовало три раза громко произнести: «Всё живое, покиньте на  время это место». Видно, что это отголоски язычества, но, тем не  менее, это и  своего рода защита окружающей среды, в  данном случае живых существ. Нельзя было ловить и  издеваться над лягушками, разбивать муравейник, по  преданиям, это наказывалось проливными дождями.

Существовала и  такая интересная притча, которая говорила о  малодушии тех, кто стрелял в  птиц. «Говорят, что как-то царь зверей спросил у  орла: «А  не  боишься  ли ты  так открыто парить над людьми?» На  что орёл ответил: «Мужчина в  меня не  будет стрелять, а  не  мужчина не  попадёт».

Помнится, и  бабушка Эсет Шутурова говорила, что стирать вещи в  речках и  в  водоёмах запрещалось, чтобы не  загрязнять воду. Следовало её  набирать в  ёмкость и  стирать не  ближе 4-5  метров, потом её  сливать там  же. Вода, проходя через почву, таким образом, очищалась. То  же самое следовало делать и  при омовении, и  в  случае мытья рук, и  купания. Для последних целей отводились места подальше от  населённого пункта  — и  из  этических соображений, и  с  точки зрения защиты воды.

Наши предки регулировали и  выгон скота на  пастбища, чтобы они не  превращались в  пустыни. Таких примеров можно привести множество, но  уже видно, что даже в  древние времена люди заботились о  разумном использовании природных богатств, о  сохранении и  приумножении  их. То  были первые слабые попытки балансировать использование природных ресурсов и  их  восстановление для будущего поколения.

Сакральный характер носит и  исламское представление о  природе и  человеке, ибо и  человек, и  природа есть творения Всевышнего. В  исламе человек несет ответственность за  сохранность чистоты и  красоты природы. Ислам осуждает собственников, которые по  каким-либо причинам не  возделывают свои земли и  при этом никому их  не  уступают.

Пророк Мухаммед (  да благославит его Аллах и приветствует) говорил, что вода, пастбища и  соль являются общими, считал грехом и  проклятия в  адрес природных явлений: «Не  ругайте природу, потому что она подчиняется Господу». Также в  Коране утверждается, что Бог сотворил небо, землю и  животных, чтобы они приносили пользу людям. Долг каждого человека  — охранять землю и  соразмерно использовать ее  блага.

Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) и  его последователи внушали людям заботу и  любовь к  животным, которые облегчали их  труд. Ответственным грехом считается и  ударить животное. Запрещено всякого рода обращение с  животными, которое не  соответствует их  назначению. Например, нельзя ездить на  корове верхом или класть груз на  ее  спину. Необходимо заботиться о  хорошем корме и  чистом содержании животных, особенно коня. Не  дозволяется отрезать у  живого животного какую-либо часть его тела. Также запрещается делать животное мишенью для стрельбы.

Не  дозволяется подходить по  ночам к  месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища из  боя птиц и  животных. Нельзя также выщипывать перья из  птицы до  ее  заклания (убийства с  целью принятия в  пищу или в  качестве жертвоприношения).

Наша религия запрещает необоснованную агрессию в  адрес братьев наших младших. В  достоверном хадисе говорится о  том, как Аллах упрекнул одного из  своих пророков, несмотря на  то  что у  пророков особое возвышенное положение перед Аллахом. Эта история о  том, как Аллах упрекнул одного из  своих пророков за  то, что тот сжёг муравейник из-за одного муравья, который его укусил.

В  сборнике «Ас-Сахих» имама аль-Бухари, со  слов Абу Хурайры (да  будет доволен им  Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и  благословение Аллаха) сказал: «Однажды один из  пророков остановился на  привал под деревом, и  его укусил муравей, тогда он  повелел убрать своё снаряжение, и  когда его убрали из-под дерева, он  повелел спалить жилище этого муравья в  огне. И  внушил ему Аллах в  Откровении: «Разве это не  был, всего лишь один муравей?!» Справедливость гласит, что невинный не  должен был страдать за  виновного. На  этого пророка напал лишь один муравей, и  если уж  была необходимость в  наказании, то  правильнее было  бы наказать только одного, не  трогая остальных. Пророк Мухаммад (мир ему и  благословение Аллаха) научил нас, что обороняться от  нападающих на  нас людей и  животных  — наше законное право. Но  уничтожение всех муравьёв огнём в  данном случае не  имеет никакого отношения к  справедливости.

Особое место в  исламе занимает жертвоприношение, смысл которого заключается не  в  том, чтобы убить животное, а  в  том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в  пользу голодных. Согласно вероучению ислама, в  Судный день воробей будет обличать человека: «Господь, он  убил меня напрасно, безо всякой пользы!»

Нельзя, по  исламу, резать животное в  присутствии другого животного. Нельзя затачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в  присутствии животного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительные страдания.

Тяжким грехом считается бросить в  огонь какое-либо животное, даже если это блоха, комар или другое мелкое насекомое. Существует легенда о  том, что некоторые последователи Мухаммеда надевали на  ноги колокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и  не  попадали им  под ноги. Таким образом, и  ислам, как и  большинство других религий, призывает к  защите окружающей среды.

Но, несмотря на  всё это, с  развитием технического прогресса человечество несёт природе огромный ущерб. Ещё в  начале  XX века стало очевидно, что необходимо принимать специальные и  действенные меры по  защите природы. Проблема оскудения Земли нарастает с  каждым разом.

К  примеру, из  недр Земли ежегодно изымается 100 млрд тонн минералов, из  них более  90% идет в  отбросы. Тропический лес уничтожен более чем на  40%. Вырубка его продолжается со  скоростью более 20  га в  минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1  тыс. видов животных и  25  тыс. видов растений. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, занимается самоуничтожением. Значит, дело охраны природы, как и  дело мира, касается как государства, так и  каждого из  нас.

В  Ингушетии под защитой государства находится природный заповедник «Эрзи», который начал функционировать с  1993  года. Это уникальная территория со  своеобразным природным, горным ландшафтом и  историко-культурными ценностями. Здесь около 119 разновидностей животных, более 340  разнотравий, в  том числе и  занесённых в  Красную книгу.

К  сожалению, потомки своих предков не  столь бережливы к  природным ценностям. Стало губительным ставшее массовым посещение горной Ингушетии. С  одной стороны, это хорошо, когда в  потомках просыпается национальная принадлежность, желание узнать ближе свою историю, колыбель ингушского народа. С  другой стороны  — это остатки костров и  мусор под вековыми соснами, это загрязнённые русла рек, ценнейших источников воды  — родников.

Пора  бы подумать об  этом каждому, а  не  только государственному заповеднику по  роду своей деятельности. Радуют акции, тейповые рейды по  очистке территории их  родового селения и  просто берегов рек, которые проходят в  последнее время. Но  даже этого мало. Вот если каждый задумается, насколько велик именно ваш вклад в  заботу о  природе  — то  это уже бесценно. Кроме того, забота об  окружающем мире  — это дань уважения себе, так как человек является частью природы.

 

Лилия Харсиева

Последние новости

В Верховном Суде Республики Ингушетия прошли семинарские занятия с судьями

26 апреля 2024 года в Верховном Суде Республики Ингушетия прошли семинарские занятия с судьями районных (городского) судов и мировыми судьями республики,

Ингушское УФАС обзавелось способностью «читать вас как открытую книгу»

В Ингушском УФАС прошёл насыщенный семинар о физиогномике. Этот интересный подход, изучающий взаимосвязь между внешним видом человека и его характером, привлек внимание многих сотрудников,

Лица, ответственные в Магасском районном суде Республики Ингушетия за взаимодействие с общественностью и СМИ, приняли участие в семинаре-совещании.

Лица, ответственные в Магасском районном суде Республики Ингушетия за взаимодействие с общественностью и СМИ, приняли участие в семинаре-совещании.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *