6 громких нераскрытых преступлений. Все они были на «личном контроле»

Характерная черта всех не раскрытых громких преступлений — сообщение информагентств: дело берется под «личный контроль» главы Следственного комитета, генпрокурора, премьера, министра внутренних дел, директора ФСБ,

Характерная черта всех не раскрытых громких преступлений — сообщение информагентств: дело берется под «личный контроль» главы Следственного комитета, генпрокурора, премьера, министра внутренних дел, директора ФСБ, президента… И на том — все.

Как только речь заходит о заказчиках резонансных политических убийств, тот, кто обещал «личный контроль», — о деле забывает.

Если же напоминает общественность, следуют обещания: «следствие по заказчикам выделено в отдельное производство», «есть подвижки» и «все виновные будут установлены». А потом всем надоедает задавать вопросы.

При этом у сотрудников СК находятся силы, время, желание и азарт, чтобы преследовать гражданских активистов, сажать участников митингов, гнобить предпринимателей и ловить мнимых шпионов.

Мы решили напомнить о самых громких висяках.

1. ДЕЛО ВЛАДА ЛИСТЬЕВА

1 марта 2020 года исполнится 25 лет с момента убийства журналиста Влада Листьева, на момент трагедии занимавшего пост генерального директора ОРТ. Убийцы поджидали Листьева в подъезде дома на Новокузнецкой улице. Около девяти вечера он возвращался со съемок программы «Час пик». Первая пуля попала в правое предплечье, вторая — в голову. Ценности и большая сумма с наличными остались нетронутыми. Расследование сразу взял на свой контроль президент Ельцин. Следствие вели несколько оперативных групп. Но ни убийцы, ни организаторы, ни заказчики так и не были найдены.

В адрес следователей высказывались угрозы. Так, следователю по особо важным делам Петру Трибою (возглавлял расследование с октября 1997 по сентябрь 2000 года) подожгли дверь — а Трибой вплотную подошел к исполнителям, организатору и заказчику преступления. По словам следователя Бориса Уварова, которому в 1995 году поручили расследование убийства Листьева, когда он доложил и.о. генерального прокурора Алексею Ильюшенко, что дело практически раскрыто, и попросил подписать ряд санкций на аресты и обыски подозреваемых, он тут же был отправлен в отпуск.

2.ДЕЛО О ГИБЕЛИ ПОДЛОДКИ «КУРСК»

В августе этого года исполнится 20 лет одной из крупнейших трагедий в истории советского и российского подводного флота, унесшей жизни 118 моряков. Согласно официальной версии, 12 августа 2000 года на «Курске» произошёл взрыв торпеды. Британские и норвежские флоты сразу предложили помощь, однако Россия вначале отказалась. Адвокат Борис Кузнецов, представлявший интересы потерпевших, не раз заявлял, что если бы российские власти сразу же обратились за иностранной помощью, то спасли бы 24 моряков, которые еще двое суток жили в 9-м отсеке и (этот факт установлен независимыми экспертизами) и подавали сигналы SOS. Сигналы слышал экипаж ракетного крейсера «Петр Великий». Тем не менее было принято решение — говорить о том, что все 118 человек погибли в результате взрыва.

Когда следствие выявило массу фактов, свидетельствующих о халатности, в том числе Главного штаба ВМФ, в деле появились две странные экспертизы. Одну из них провел главный судебный медэксперт Минобороны Виктор Колкутин; другую — главный штурман ВМФ РФ Сергей Козлов. Колкутин «пришел к выводу», что выжившие подводники погибли очень быстро (спустя 8 часов после взрыва) и потому действия по организации поисково-спасательной операции не состоят в причинно-следственной связи с их смертью. Что интересно: в последние годы своей жизни (умер в 2018 году) бывший эксперт Минобороны Колкутин работал в развлекательных телешоу на ТВ3 в программе «Человек-Невидимка», в котором главными героями выступали экстрасенсы…

Вторая экспертиза по «Курску» превзошла цинизмом первую: эксперт Козлов «установил», что сигналы SOS отстукивали вовсе не матросы «Курска», а «неустановленные следствием люди». Итог: в возбуждении уголовного дела по факту халатности было отказано. Постановление безуспешно обжаловали родственники погибших, затем, потеряв надежду, они направили жалобу в Европейский суд. Главный военный прокурор Савенков, руководитель следственной группы по делу «Курска» Артур Егиев и судмедэксперт Минобороны Колкутин лично подали иски против «Новой газеты», расследовавшей случившееся с «Курском», а родных уговорили не бороться в ЕСПЧ. Жалобу из Страсбурга родные отозвали. ЕСПЧ признал правоту «Новой газеты».

Но никто из должностных лиц за ту «спасательную операцию» ответственности так и не понес.

3.«НОРД-ОСТ» И БЕСЛАН

Оба теракта продемонстрировали жесткий принцип: переговоры с террористами никто вести не будет. Не только не будет, но даже не использует шанс, чтобы потянуть время для спасения заложников. Вместо переговоров выбирали штурм. В случае с «Норд-Остом» спецназ пустил в зал усыпляющий газ, точный состав и формулу которого власти отказались назвать как родным погибших, так и медикам. В результате штурма погибли 125 человек, еще пятерых ранее убили террористы, более 700 пострадали.

Бесланский теракт отличается масштабами лжи — власти попытались возложить ответственность за начало силовой операции на террористов. Хотя следствием установлено, что взрывные устройства в спортзале школы сдетонировали много позже, чем начался штурм, — в результате пожара, который руководитель силовой операцией генерал ФСБ Александр Тихонов запрещал тушить вплоть до полного прогорания и обрушения крыши. Погибло более 300 человек, из них 186 детей. Почти 800 получили ранения.

Все эти годы Следственный комитет РФ не может опровергнуть факты, установленные независимым расследованием ученого и депутата Госдумы Юрия Савельва, который первым узнал о применении во время штурма спецназом огнеметов «Шмель» и реактивных штурмовых гранат.

Никто из должностных лиц ответственности не понес. Бесланцы и норд-остовцы дошли до ЕСПЧ, и уже Европейский суд признал, что российского государство нарушило право людей на жизнь. В случае «Норд-Оста» Страсбург установил, что действие пущенного газа в сочетании с неэффективностью спасательной операции стали основными причинами гибели заложников. ЕСПЧ также установил, что российское следствие не расследовало очевидные факты халатности членов оперативного штаба, отвечающих за общую координацию действий.

Расследование уголовного дела теракта на Дубровке приостановлено уже 13 лет. Уголовное дело о теракте в Беслане формально не закрыто, оно идет под грифом «Секретно» и, по всей видимости, будет идти так вечно.

4. ДЕЛО АННЫ ПОЛИТКОВСКОЙ

Анна Политковская. Фото из архива «Новой»
Обозреватель «Новой газеты» была убита в лифте дома на Лесной улице в Москве 7 октября 2006 года. Основную версию следствию сразу навязало политическое руководство страны: тогдашний генеральный прокурор Юрий Чайка заявил о том, что заказчик — враг России из числа олигархов, скрывающихся за границей. Так в деле появился Борис Березовский как главный подозреваемый. Через полгода на горизонте замаячили настоящие подозреваемые из числа исполнителей и организаторов убийства. Но даже после их ареста кандидатуры иных заказчиков по существу не рассматривались. Говорилось только о Березовском.

В 2012 году бывшего милиционера Дмитрия Павлюченкова, признавшего вину в организации убийства Политковской и говорившего о Березовском как о заказчике, приговорили к 11 годам колонии. В 2014 году Мосгорсуд приговорил киллера Рустама Махмудова и еще одного организатора, Лом-Али Гайтукаева, к пожизненному лишению свободы. Соучастников — Сергея Хаджикурбанова, Ибрагима и Джабраила Махмудовых — приговорили к 20, 12 и 14 годам соответственно.

После судебных процессов некогда большая следственная группа была распущена. Следователь Петрос Гарибян вышел на пенсию. Дело Политковской так и не было раскрыто.

В июле 2018 года Европейский суд по правам человека признал, что «российские власти не предприняли адекватные следственные действия, чтобы найти человека или лиц, которые заказали и заплатили за убийство обозревателя «Новой газеты». ЕСПЧ рекомендовал властям России изучить утверждения потерпевших о том, что к убийству могут быть причастны представители чеченской администрации. Ничего не сделано.

5. ДЕЛО БРАТЬЕВ ЯМАДАЕВЫХ

Клан Ямадаевых с весны 2008 года находился в длительном конфликте с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым. Старший из братьев Ямадаевых, Герой России и депутат Госдумы Руслан Ямадаев, был убит в сентябре 2008 года на Смоленской набережной в Москве. А в марте 2009 года в Дубае был застрелен экс-глава батальона внутренних войск РФ «Восток» Сулим Ямадаев.

Через два года дубайский суд приговорил исполнителей убийства Сулима Ямадаева — Махди Лорнию, который раньше был конюхом главы Чечни Рамзана Кадырова в Дубае, и гражданина Таджикистана Максуджона Исматова к пожизненному лишению свободы. Еще один гражданин России, депутат Госдумы Адам Делимханов, ближайший соратник Кадырова, в рамках этого дела был объявлен Интерполом в розыск. Однако через несколько месяцев апелляционный суд сократил сроки исполнителям до 27 месяцев. Пересмотру дела предшествовало примирение младшего из братьев Ямадаевых — Исы — с Рамзаном Кадыровым.

Законы Объединенных Арабских Эмиратов предусматривают возможность смягчения наказания за убийства, если об этом попросит кровный родственник жертвы. В итоге исполнители были освобождены из-под стражи. А Делимханов был снят с розыска. Что касается убийства в Москве Руслана Ямадаева, то проводившееся в России расследование заказчика тоже не нашло. На скамье подсудимых оказались лишь исполнители.

6. ДЕЛО НАТАЛЬИ ЭСТЕМИРОВОЙ

Наталья Эстемирова. Фото из архива «Новой»
Журналистка и сотрудница представительства Правозащитного центра «Мемориал» в Грозном Наталья Эстемирова была похищена в Чечне 15 июля 2009 года возле своего дома. Ее коллеги подняли тревогу, когда она не пришла на заранее оговоренную встречу, приехали к дому, нашли и опросили соседей. «Два свидетеля видели с балкона, как на улице Богдана Хмельницкого в Грозном, где проживала Эстемирова, ее затолкнули в белый автомобиль марки ВАЗ, она успела крикнуть, что ее похищают».

Тем же днем тело Эстемировой с пулевыми ранениями в голову и грудь было обнаружено в лесополосе в 100 метрах от федеральной трассы «Кавказ» вблизи села Гази-Юрт Назрановского района Ингушетии.

Председатель совета ПЦ «Мемориал» Олег Орлов обвинил президента Чечни в том, что тот лично угрожал Наталье. А одно из последних сообщений Эстемировой, отмечал Орлов, было о том, что кадыровцы в селе Ахкинчу-Борзой похитили людей, а потом одного из них публично посреди села расстреляли.

Тогдашний президент Дмитрий Медведев дал поручение главе Следственного комитета Александру Бастрыкину принять все необходимые меры для расследования убийства. А Рамзан Кадыров назвал убийство «чудовищным» и пообещал лично контролировать поиски преступников.

Дело расследовало Главное следственное управление СКП РФ по Южному федеральному округу. Но спустя 11 лет ни исполнителей, ни организатора убийства, ни уж тем более заказчика на скамье подсудимых не оказалось. Основной версией убийства Эстемировой СК считает «месть чеченских боевиков за публикации Эстемировой». Руководство «Мемориала» отмечает, что никаких доказательств в пользу этой версии у следствия нет, и следствие за эти годы сделало все для того, чтобы убийство реально не было раскрыто.

Источник:Новая газета

Последние новости

«ДОМ-ШКОЛА-ДОМ»: «Единая Россия» запустила проект по безопасности детей на дорогах

Реализация проекта будет проходить с 01.11.2024 года по 08.09.2026 года в 6 этапов.

Владимир Якушев: Ежегодная пресс-конференция Президента во многом стала продолжением выступления на Съезде «Единой России»

Владимир Путин в очередной раз показал пример сильного лидера, который искренне переживает за страну и потому открыт к общению с людьми на любые темы,

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Балашихе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *