Глазами очевидца
В Ингушетии ко Дню Победы открылась выставка полотен художника Евгения Кольченко «Я это видел!» Евгений Кольченко Архив Несколько дней назад республику посетила делегация музея-заповедника «Абрамцево» (Подмосковье),
Несколько дней назад республику посетила делегация музея-заповедника «Абрамцево» (Подмосковье), возглавляемая его директором Еленой Ворониной. Цель приезда гостей — демонстрация экспозиции в Мемориальном комплексе жертвам репрессий в Назрани, состоящей из полотен известного художника Евгения Кольченко.
Открывшаяся сегодня, в преддверии Дня Победы выставка, под названием «Я это видел!», как нетрудно догадаться, посвящена теме Великой Отечественной войны. Многочисленным гостям, были представлены 25 произведений живописи из коллекции музея-заповедника, среди которых такие как «Оккупация», «Расстрел», «Память», «Трудная Победа», «Прощальный марш», «Оккупанты», «Раненая земля», «Девочка и война» и другие.
— Евгений Андреевич Кольченко (1933-1997) — художник-монументалист, живописец, график, скульптор, педагог, шестидесятник при жизни не был признан, оценка его творчества пришла позже — рассказала газете «Ингушетия» Елена Воронина. — Сегодня две детские художественные школы, которые он когда-то возглавлял в Севастополе и в Мытищах, носят его имя. Преподавал он и в Абрамцевском художественно-промышленном колледже имени Васнецова, который является филиалом Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова.
Ученики безумно его любили и уважали. «Все дети талантливы» — утверждал Евгений Андреевич, подчеркивая, что педагог должен стремиться к тому, чтобы «расковать внутренне каждого ученика, дать ему возможность поверить в свои силы». Не произнося детям заумных слов, избитых, ничего не говорящих фраз, допустим, по поводу отсутствия цветовой гармонии, композиционной выразительности, конструктивности, он мог как бы в шутку, а вместе с тем и всерьез, упрекнуть за «несносный желток», за «рассыпанный горох». Или мог попросить не запускать в работу «червяков» — всем все ясно и всем, включая даже незадачливых авторов, весело. После подобных шутливых, но метких замечаний, все уже сами видели пестроту крикливых красок, несобранность композиции, безвольную невнятность линий.
Вместе с тем учитель мог добрую половину урока занимать своих учеников стихами и рассказами о внепрограммных писателях, художниках. С эрудицией и заразительным энтузиазмом одержимого своими идеями человека, учеников он обращал в своих единомышленников. Евгений Андреевич не принуждал ученика к чему-либо, для него еще несвойственному, не натаскивал «правильными» приемами, а только опекал в саморазвитии, создавая условия для непринужденных откровений, для раскрытия его творческих задатков. «Если бы не профанация детского творчества в школах, студиях, мы бы сейчас жили в совсем другой стране. Все, что имеем, есть результат хронического засилья непрошибаемо-консервативной системы обучения», — не раз говаривал он, в ответ на рассуждения о превратностях времени.
Будучи подростком, он видел и пережил войну со всеми ее ужасами. По его словам, для всех, кого коснулась война, она остается частью судьбы до последнего вздоха. И неудивительно, что в картинах, посвященных тому, трагическому периоду нашей страны очень мало ярких красок — только обнаженная, кричащая боль.
— Удивительно плодотворный и глубокий художник, — был впечатлен выставкой народный художник Ингушетии, председатель Союза художников республики Муса Мартазанов. — В его картинах изображение, само по себе значимое, служит еще и обложкой, кроющей тщательно продуманный текст. Чтобы в их многозначных деталях раскрыть припасенный автором эквивалент слов, зрителю и надобно стать «откупоривающим пробки» читателем. Без этого даже и вызывавшие у всех интерес, вроде бы совершенно очевидные по сюжету картины трудно понять. Вроде бы мало штрихов, мазков. Но, за каждой этой деталью тянется огромная смысловая нагрузка...
Природа, не скупясь, отмерила Евгению Андреевичу Кольченко ума, таланта и силы. В неравной схватке с болезнью он бился до последнего, ничуть не походя на тяжелобольного. Уже зная, что отпущено ему немного, в больничной палате он все же готовился писать акварелью, о текущих школьных делах говорил, по-прежнему блестя глазами, и строил планы на будущее. Его нет с весны 1997 года, но это кажется невозможным для тех, кто его знал, для кого он был и остался воплощением жизни во всей ее полноте.
Добавим, что выставка работ Евгения Кольченко в Мемориальном комплексе жертвам репрессий в Назрани продлится до 6 июня.
Борис ТерскийПоследние новости
Профилактика воздушно - капельных инфекций
Инфекционные заболевания до настоящего времени являются распространенными заболеваниями во всём мире.
В Ингушетии прошел чемпионат среди школьников по оказанию первой помощи
В республике прошел чемпионат среди школьников по оказанию первой помощи, организованный молодежной организацией «Движение Первых» совместно с Ингушским отделением всероссийского корпуса спасателей.
Состоялось внеочередное заседание санитарно – противоэпидемической комиссии (СПЭК)
20.12.2024 состоялось заседание Межведомственной санитарно-противоэпидемической комиссии при Правительстве РИ под председательством заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия – И.М.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи