Служение искусству

Муса Хадзиев: «Моя жизнь неразрывно связана с судьбой моего театра» Муса Хадзиев Так уж получилось в его жизни, что он стал «сыном полка» Чечено-Ингушского драматического театра,

Муса Хадзиев: «Моя жизнь неразрывно связана с судьбой моего театра» Муса Хадзиев

Так уж  получилось в  его жизни, что он  стал «сыном полка» Чечено-Ингушского драматического театра, где работали его отец  — заслуженный артист России, лауреат премии Станиславского Магомет-Гирей Хадзиев, и  мама  — Роза Хадзиева.

Здесь ещё в  раннем возрасте Муса Хадзиев познал секреты актёрского искусства. Ему поручали небольшие детские роли, которые он  с  большой ответственностью и  с  ощущением важности порученного дела вдохновенно исполнял на  сцене. Потом, уже в  школьном возрасте, у  него была работа ведущего в  телерадиокомпании Чечено-Ингушского телевидения. В  школе, где он  учился, юного актёра привлекали к  участию в  различных творческих конкурсах, откуда он  всегда возвращался с  наградами и  призами. А  лето было его любимым временем года, и  не  только потому, что были самые большие каникулы, а  потому что он  выезжал с  театром на  гастроли, где ему иной раз давали небольшие роли.

Родился Муса Хадзиев 10  октября 1961 года в  Грозном. Здесь  же окончил среднюю школу. С  1981 по  1983 год проходил службу в  рядах Советской армии, в  Чите. С  1984 по  1987 год работал актёром в  Чечено-Ингушском государственном драматическом театре имени Х.  Нурадилова.

Благодаря своему исключительному обаянию Муса Хадзиев с  первых  же дней на  сцене показал свои необыкновенные актёрские способности, которые в  сочетании с  умением владеть музыкальными инструментами привлекли внимание не  только зрителей, но  и  режиссёров. В  течение короткого времени он  создаёт целую галерею образов мировой и  отечественной драматургии. Особенно идут ему роли драматического, трагедийного плана. То  он  клоун-ведущий, то  Ваня-дирижер («Анчутка» А.  Метельникова); Тархан и  казак («Сыновья Беки» А.  Бокова); Свистунов («Ревизор» Н.  Гоголя); Тимотэ («Ханума» Цагарели); член правления банка («Юбилей» А.  Чехова); Октав («Плутни Скапена» Мольера) и  т.  д.

Молодого актёра заметили и  режиссёры других театров. Ему поступило предложение из  театра кукол сыграть роль скрипача в  спектакле Вершовского «Любовь. Любовь. Любовь». Роль свою  он, конечно  же, отыграл великолепно и  уходить из  театра уже не  захотел. Так здесь и  остался.

С  1987 по  1993 год Муса Хадзиев  — актёр Чечено-Ингушского республиканского театра кукол. В  его трудовой биографии будет запись: «Владеет куклами: перчаточные куклы, тростевые куклы, марионетки, теневые куклы, работа с  произвольным предметом, планшетные куклы».

В  1990 году Муса Хадзиев поступает в  Ярославский государственный театральный институт имени Волкова, на  специальность «актер театра кукол». Годы его учёбы совпадают с  экономическим и  политическим кризисом как в  стране, так и  в  Чеченской Республике. Ингушетия отделяется и  создаёт свою государственность, а  уже переименованный Чеченский драматический театр кукол объявляет о  расформировании ингушской театральной труппы.

В  этих тяжёлых условиях Муса Хадзиев вместе с  другими актерами уже бывшего Чечено-Ингушского театра кукол начинает работу по  созданию своего театра. В  мае 1993 года Ингушский театр кукол был юридически оформлен. Но  свою деятельность он  начал лишь в  1994  году. Муса Хадзиев по  праву считается основателем Ингушского республиканского театра кукол.

С  1994 по  1997 год Ингушский государственный театр кукол располагался в  станице Орджоникидзевской (ныне  г. Сунжа). В  1998 году он  был переименован в  Ингушский государственный театр юного зрителя и  переехал в  город Назрань.

А  вообще, история Ингушского театра юного зрителя начинается с  1969  года. Тогда это была труппа в  Чечено-Ингушском республиканском театре кукол. В  актерскую труппу входили три группы: чеченская, ингушская и  русская. Директором театра тогда был Бек Вагапович Абадиев. С  его приходом в  театр была создана и  ингушская труппа, которая ставила спектакли на  ингушском языке. Среди первых ингушских актеров-кукловодов были Хава и  Алаудин Костоевы, Осман Имагожев, Акаева Тамара, Мерешков Даламбек и  Лиза Катиева.

В  репертуар ингушской труппы вошли пьесы ингушских драматургов Саида Чахкиева, Бека Абадиева, Магомед-Саида Плиева, а  также чеченских и  русских писателей. С  годами ингушская труппа стала пополняться молодыми актерами, среди них Р.  Мальсагова, Н. Ужахов, Д.  Хаутиева, Л. Вискаева, Ю.  Сиротин, М. Частев, И.  Болтачев, Лейла и  Муса Хадзиевы.

В  дальнейшем все эти актеры и  составили основной костяк Ингушского театра кукол. У  них был большой репертуар. Актёры выезжали с  показами в  отдаленные ингушские села. Но  однажды утром  — летом 1992  года, актёры Чечено-Ингушского театра кукол увидели вывеску: «Ингушская труппа в  связи с  образованием Ингушской Республики выбывает из  театра».

Политика политикой, но  вот столкнуться с  такой реальностью, осознать, что конец тому, чем жил и  грезил все эти годы, оставить друзей, привычный образ жизни в  одночасье было тяжело. Тяжело всем, кто здесь работал и  остался буквально ни  с  чем. Актёры не  были готовы к  этому. Однако состояние шока длилось недолго. Уже на  второй день перед ингушской труппой встал остро вопрос о  создании своего театра кукол. Но  времена были очень тяжёлые, особенно для возрождающейся молодой Ингушской Республики. А  потом стало ещё хуже в  связи с  трагическими событиями осени 1992 года в  Пригородном районе.

—  Трагедия вообще отодвинула на  второй план вопрос о  создании театра,  — вспоминает Муса Хадзиев. —  Кругом беженцы, разрушенная экономика, молодая неокрепшая республика, и  мы  тут со  своим кукольным театром. Хотя мы  юридически смогли оформиться в  1993  году, но  театр долго молчал. У  нас не  было даже простого помещения. И  так прошёл год. Это была долгая дорога испытаний.

В  начале 1994 года Муса Наурбиев, родственник нашего известного артиста, в  то  время директор Дома культуры колхоза «Красный Октябрь», дал им  приют  — помещение, где театр мог временно дислоцироваться.  23  марта 1994 года состоялось официальное открытие театра и  первого театрального сезона. В  репертуаре театра было несколько спектаклей. В  «Сестрице Аленушке и  братце Иванушке» И.  Токмаковой Муса сыграл роль купца. В  «Али-баба и  разбойники» У.  Гайсултанова он  был сапожником. В  поэтической хронике по  творчеству Джемалдина Яндиева, в  спектакле «Последний гусар» режиссёра Р.  Мальсаговой, была высоко отмечена его роль в  образе народного поэта Джемалдина Яндиева, чью поэзию он  ценил и  воспевал всегда. Голос Мусы звучит в  спектаклях «Гамлет» У.  Шекспира, «Сказке странствий» В.  Домбровского, получившего грант Главы Ингушетии и  т.  д.

В  1998 году распоряжением Министерства культуры  РИ театр кукол был реорганизован в  Театр юного зрителя. С  этого времени театр начал ставить спектакли не  только кукольные, но  и  драматические. Это «Последний гусар» Дж. Яндиева, «Сумасшедшая ночь» Б.  Абадиева, «Волшебная лампа Алладина» Н.  Гернета и  яркие, красочные новогодние представления.

В  1999 году театр переезжает в  Назрань, в  бывшее здание парламента РИ. Это, конечно  же, было для актёров большой радостью. Всем коллективом дружно взялись они за  преобразования. Что-то переделали, что-то перестроили, опустили полы, подняли сцену, сделали балкон, в  общем, создали свой творческий дом.

Встал вопрос и  о  молодых кадрах. Муса Хадзиев, как руководитель коллектива, организовал и  направил в  Ярославский государственный театральный институт имени Волкова и  в  другие вузы страны ингушские студии, за  счёт которых актерский состав пополнился новыми талантливыми актерами. Расширился репертуар театра и  его горизонты. Он  стал тесно сотрудничать с  различными мастерами театрального искусства.

Муса Хадзиев обладает глубокими знаниями в  области театрального искусства. Его отличает удивительная работоспособность, говорят коллеги, умение глубоко анализировать драматургический материал и  находить точный сценический эквивалент. В  работе он  требователен к  себе и  окружающим. Не  останавливается на  достигнутом, и  часто повышает свой квалификационный коэффициент. Прошёл профессиональную переподготовку на  квалификацию «менеджмент сценических искусств» в  Высшей школе сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина); курсы повышения квалификации «Инклюзивный театр как средство воспитания в  обществе лояльного отношения к  инвалидам» (Чувашский государственный институт культуры и  искусств).

Муса Хадзиев  — народный артист Ингушетии, член общественного совета МВД по  республике, член Союза театральных деятелей Российской Федерации, член кабинета детских театров и  театров кукол СТД Российской Федерации. Не  раз награждался почетными грамотами Министерства культуры и  правительства Ингушетии, Союза театральных деятелей  РФ за  добросовестный труд и  творческие достижения, за  укрепление института семьи, достойное воспитание детей в  духе высокой нравственности и  гуманизма, за  большой вклад в  развитие театрального искусства и  активное участие, а  также постоянную поддержку деятельности Ингушского республиканского отделения СТД РФ.

В  его наградном списке многочисленные грамоты и  благодарности от  министерств и  ведомств, от  руководства муниципальных округов и  городов республики, от  Республиканского реабилитационного центра для детей с  ограниченными возможностями здоровья, который ежегодно посещает театр кукол, и  от  других организаций и  заведений республики. Он  много лет ведет большую общественную работу, выступая в  самых различных аудиториях по  республике и  за  её  пределами. Его творческая и  общественная деятельность получила широкое признание. Он  является инициатором проведения республиканского конкурса «Утренняя звезда», получившего в  своё время широкое признание народа. Многие участники конкурса сегодня известны не  только в  Ингушетии, но  и  в  России.

—  А  театр для меня всё: я  им  живу, дышу и  вдохновляюсь,  — говорит Муса Хадзиев. —  Это, конечно  же, и  огромный труд, но  труд, который к  тому  же приносит колоссальное удовольствие. На  нашем пути бывало всякое за  годы становления. Но  сегодня это большая, дружная, творческая семья, дарующая положительные эмоции своим юным зрителям, несущая добро и  нравственные начала, основанные на  национальной культуре. Уходящий год, прошедший под знаком театра, выдался у  нас насыщенным и  плодотворным. Немного жаль, что Год театра заканчивается, но  он  оставил нам свои плоды. Сегодня театр даёт 160 спектаклей в  год. У  нас новые постановки, многочисленные гастроли, участие и  победы в  различных фестивалях.

Лилия Харсиева

Последние новости

«ДОМ-ШКОЛА-ДОМ»: «Единая Россия» запустила проект по безопасности детей на дорогах

Реализация проекта будет проходить с 01.11.2024 года по 08.09.2026 года в 6 этапов.

Владимир Якушев: Ежегодная пресс-конференция Президента во многом стала продолжением выступления на Съезде «Единой России»

Владимир Путин в очередной раз показал пример сильного лидера, который искренне переживает за страну и потому открыт к общению с людьми на любые темы,

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Первоуральске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *