Новые времена — новые возможности

Мировая общественность отмечает день научной фантастики Среди любителей различных литературных жанров немало встречается поклонников научной фантастики, которых объединила любовь к этому направлению в литературе,

Мировая общественность отмечает день научной фантастики

Среди любителей различных литературных жанров немало встречается поклонников научной фантастики, которых объединила любовь к  этому направлению в  литературе, кино и  других видах искусства.

Направлений в  научной фантастике выработано очень много. Причем каждое из  них основано на  определённых допущениях (вымыслах, фантазии, воображении) в  области науки и  техники и  их  влиянии на  окружающий мир. И, несмотря на  то, что сегодняшний мир стал таковым, что чтение перестало быть массовым хобби, произведения писателей-фантастов и  заложенные в  них идеи и  интригующие сюжеты, позволяют перенести своих читателей в  мир настоящих чудес.

Человек всегда стремился заглянуть в  будущее разными способами. Одним из  них является литература. Многие авторы в  своих книгах предвосхищали будущие научные открытия за  целые десятилетия до  начала реальных исследований.

Так возник жанр научной фантастики, у  которого очень много поклонников. А  теперь появился ещё и  праздник  — День научной фантастики, который отмечается в  течение недели: со  2  по  9  января. В  качестве даты начала празднования выбрали день рождения одного из  выдающихся писателей-фантастов XX  века Айзека Азимова  — уважаемого автора, которого многие считают гением фантастики.

Айзек Азимов (урожденный Иссаак Юдович Озимов) родился 2  января 1920 года в  местечке Петровичи под Смоленском. Мальчика при рождении нарекли Исааком, но  когда ему исполнилось три года, семья переехала в  Америку, где будущий фантаст получил новое, более привычное для американцев имя  — Айзек Азимов.

Несмотря на  то, что первые годы своей жизни он  жил в  русскоязычной среде, Айзек легко адаптировался к  обучению в  Америке. Для того, чтобы мальчик начал обучение в  школе раньше своих сверстников, его мать сменила день рождения сына на  год вперед. Как обычно, такое ускоренное погружение во  взрослую жизнь «отбивает» у  детей всякое стремление к  учёбе, потому что вокруг находятся одноклассники, чьи мыслительные процессы сформировались уже на  порядок больше, а  значит, они с  большей лёгкостью смогут приступить к  разным заданиям. Но  для Айзека Азимова эта конкурентная среда не  только не  отбила желание учиться, но  и  поспособствовала его дальнейшей научной карьере.

После школы А.  Азимов блестяще окончил бакалавриат, магистратуру, а  затем и  аспирантуру. Получив ученую степень по  биохимии, он  стал преподавателем и  продолжил писать научные работы. В  общей сложности Азимов написал около пяти ста произведений, включая научные труды, хотя всемирную известность он  получил всё-таки за  свою литературную деятельность.

В  своих научно-фантастических работах Айзек Азимов не  просто описывает вероятное будущее человечества, но  и  поднимает множество философских вопросов. Например, какими должны быть роботы. Во  многих научно-фантастических произведениях, написанных до  Азимова, созданные человеком «существа» зачастую были не  только без души, но  и  представляли собой опасность для человека. Во  многом именно благодаря Азимову у  людей постепенно стал уменьшаться страх перед неизвестностью будущего и  преобладать позитивный взгляд на  применение роботов. К  примеру, в  рассказе «Хоровод», который был написан Азимовым в  1942  году, приводятся три закона роботехники, которые стали путеводными не  только в  научно-фантастических произведениях о  роботах, но  и  в  быту, когда через много лет после написания этих законов, роботы и  другие интеллектуальные системы постепенно стали появляться в  каждом доме.

Если говорить о  научной фантастике, как о  литературном жанре, то  надо отметить, что он  имеет большую популярность среди читателей. Не  излишне будет сказать, что фантастикой увлекаются сотни миллионов человек, потому как этот жанр, как в  литературе, так и  в  кино, допускает фантастические домыслы в  области науки и  техники, их  влияние на  жизнь людей будущего, либо общества из  параллельной вселенной.

Писатели фантасты обычно размышляли и  фантазировали на  тему «а  что было  бы, если  бы...». А  научные достижения становились главным источником вдохновения для писателей этого жанра. Как хорошо известно любителям этого жанра, научная фантастика основывается на  различные спекуляции в  области точных, естественных и  гуманитарных наук, описывает вымышленные технологии и  научные открытия, контакты с  нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а  также влияние этих допущений на  человеческое общество и  личность. Действие научной фантастики часто происходит в  будущем, что роднит этот жанр с  футурологией.

Надо сказать, что научная фантастика существовала еще во  времена Жюль Верна, но  её  скачок в  развитии стал ответом литературного мира на  резкие социальные и  экономические изменения в  обществе. Этот жанр стал невероятно популярным из-за промышленной революции конца прошлого века и  научно-технического прогресса, который стал ее  финальным штрихом.

Ещё в  дореволюционной России отдельные научно-фантастические произведения писали такие авторы, как Ф.  Булгарин, В. Одоевский, В.  Брюсов, К. Циолковский, которые несколько раз излагали свои воззрения на  науку и  технику в  виде художественных рассказов. Но  до  революции научная фантастика не  была сложившимся жанром со  своими постоянными писателями и  поклонниками.

Первоначально авторы описывали достижения в  техники тех лет, но  вскоре начали фантазировать и  о  будущем. Классический пример ранних работ в  жанре научной фантастики  — труды Жюль Верна и  Герберта Уэллса.

Немного позже появились такие мастера слова, как Рэй Брэдбери, Андрей Белянин, Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов. Их  работы были пронизаны философскими идеями, вшитыми в  канву повествования. В  своих произведениях авторы новой волны поднимали важные вопросы. Теперь им  мало было просто представить, куда шагнет наука завтра. Они хотели понять, как на  это отреагирует общество, и  к  чему все это вообще может нас привести.

Перечисление произведений этих и  других авторов, творивших и  продолжающих творить в  жанре научной фантастики, заняло  бы не  одну страницу. Однако к  заслугам писателей-фантастов смело можно отнести  то, что многие идеи, изложенные в  их  произведениях, рано или поздно становились реальностью.

Научной фантастикой вдохновляются не  только рядовые читатели, но  и  реальные ученые, а  многие из  них даже проверяют свежие произведения на  соответствие научным фактам. А  космическая фантастика и  вовсе переживает сегодня настоящий ренессанс. Космические приключения и  невероятные открытия, которые описывает современная научная фантастика, вполне могут стать реальностью в  далеком или не  очень будущем.

Многие литературные критики и  писатели называют идеи фантастов пророческим видением сокрытого завесой неизвестности будущего, попыткой умозрительного воссоздания вариантов развития человечества. По  их  мнению, книги в  жанре научной фантастики давно перестали быть просто развлекательной литературой. Открывая дверь в  иные миры и  пространства, они стали давать читателю виденье того, что может с  большой вероятностью случиться в  будущем, вдохновляя людей на  новые научные свершения.

Именно эта неизвестность и  выход за  рамки уже распознанного привлекали и  продолжают привлекать умы писателей и  читателей научной фантастики. По  мнению всемирно признанного писателя-фантаста и  популяризатора науки Айзека Азимова, это «литература о  влиянии научно-технического прогресса на  человека».

Герберт Уэллс в  автобиографии, подводя итог своему творчеству, называл фантастику своего рода умозрительной социологией: «Социология не  может быть ни  просто искусством, ни  наукой в  узком смысле этого слова, она собрание знаний, представляемых в  вымышленной форме с  присутствием личного элемента, иначе говоря, литература в  наиболее возвышенном смысле этого понятия».

В  соответствии с  этим он  рассматривал «создание и  критику утопий» как такую литературную форму, в  которую лучше всего мог быть облачён «хороший социологический труд».

Это мнение разделял и  Айзек Азимов, который в  своей статье «Социальная научная фантастика» сравнивал изображение возможного будущего и  иных форм общественного устройства со  своего рода «социальным экспериментом на  бумаге». Приучать читателя к  возможности изменений, заставлять его размышлять вдоль разнообразных направлений  — в  этом он  усматривал «великую служебную роль научной фантастики». Научная фантастика, по  убеждению Азимова, призвана систематически исследовать возможные пути общественного развития, своевременно предостерегать об  опасных тенденциях и  самое главное  — сделать рациональное размышление о  судьбах человечества достоянием возможно более широких масс.

Американский изобретатель, бизнесмен, писатель, основатель первого в  мире журнала научной фантастики Хьюго Гернсбек, описывал этот жанр так: «Под научной фантастикой я  понимаю литературу в  духе Жюля Верна и  Герберта Уэллса  — романтические истории, переплетающиеся с  научными фактами и  пророческим видением».

Писатель Кингсли Эмис определял научную фантастику как литературу, «описывающую ситуации, невозможные в  известном нам мире, но  гипотетически возможные на  базе науки, технологии или псевдо-технологии, человеческого или инопланетного происхождения».

Советский писатель-фантаст Сергей Снегов в  1992 году в  предисловии к  своей книге «Люди как боги» писал: «Раз фантастика, значит, нечто выдуманное, нечто отличное от  реальной действительности. А  раз фантастика научная, то  она в  чём-то соответствует законам развития и  познания мира, выражает какую-то реальность природы и  человека  — хоть и  выдуманное, но  правдивое зеркало глубинной человеческой сущности».

Как пишет в  своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика  — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но  всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в  научной фантастике изначально заданная картина мира логична и  внутренне непротиворечива».

Научная фантастика имеет в  своем списке направлений с  десяток пунктов, но  почти все литературные критики и  исследователи выделяют среди них такой жанр, как хронофантастика, основной темой которого являются путешествия во  времени. Этот популярный жанр, возникший в  литературе, впоследствии просочился и  в  другие области искусства, живопись, кино и  даже архитектуру. Жанр, созданный в  подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и  Альбер Робида можно отнести к  альтернативной истории, так как упор делается на  направлениях развития науки и  техники: например, совершенствованию паровых двигателей и  сложной механики вместо двигателя внутреннего сгорания и  электроники.

Хронофантастика  — жанр, рассказывающий о  путешествиях во  времени. Ключевым произведением этого жанра считается «Машина Времени» Уэллса. Хотя о  путешествиях во  времени писали и  раньше, но  именно в  «Машине Времени» перемещение во  времени впервые было намеренным и  научно обоснованным, и  таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в  научную фантастику.

Один из  самых популярных сюжетов в  хронофантастике  — герой из  настоящего, попавший в  прошлое, изменяет ход истории. В  XX  веке идея путешествия во  времени, и  даже туризма, получила большое развитие. Фантасты посвятили много произведений анализу временных парадоксов, которые могут быть вызваны путешествием в  прошлое или возвращением из  будущего в  настоящее. Эта тема, например, поднимается в  знаменитом рассказе Рэя Брэдбери «И  грянул гром». Кир Булычёв использовал путешествие во  времени в  десятках своих книг, в  том числе и  в  цикле об  Алисе.

Заезженная тема обрела второе дыхание в  пародиях и  иронической фантастике. Классическими примерами того являются небезызвестные нам кинотрилогии «Назад в  будущее», фильм «Иван Васильевич меняет профессию», фрагмент повести Стругацких «Понедельник начинается в  субботу» и  другие.
Из  истории можно увидеть, что в  СССР научная фантастика была одним из  самых популярных жанров. В  стране существовали семинары молодых фантастов, клубы любителей фантастики. Выходили альманахи с  рассказами начинающих авторов  — например, «Искатель», «Мир приключений». Фантастические произведения публиковались в  научно-популярных журналах  — таких как «Наука и  жизнь», «Вокруг света», «Техника  — молодёжи», «Знание  — сила», «Химия и  жизнь», «Юный техник», «Уральский следопыт».

Всё это говорит о  том, что в  Советском Союзе этот вид фантастики был очень популярен. Ещё  бы! Советский человек первым вышел в  космос, научные достижения были одними из  самых передовых в  мире. Все мальчишки мечтали полететь изучать Вселенную.
В  то  же время, советская фантастика подвергалась жёстким цензурным ограничениям. От  неё требовалось поддерживать позитивный взгляд на  будущее, веру в  коммунистическое развитие. Приветствовалась техническая достоверность, осуждалась мистика, сатира.

В  1934 году на  съезде Союза писателей Самуил Яковлевич Маршак определил жанру фантастики место в  одном ряду с  детской литературой.

Одним из  первых в  стране советов научную фантастику начал писать Алексей Толстой, автор небезызвестных нам произведений «Гиперболоид инженера Гарина» и  «Аэлита». Кстати, экранизация романа Толстого «Аэлита» была первым советским фантастическим фильмом.

В  1920–1930-е годы были опубликованы десятки книг Александра Беляева, среди которых на  почетном месте стояли «Борьба в  эфире», «Ариэль», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и  другие, а  также «альтернативно-географические» романы В.  А.  Обручева «Плутония» и  «Земля Санникова». Хорошо известных нам сатирико-фантастических повестей М.  Булгакова «Собачье сердце» и  «Роковые яйца» отличала техническая достоверность и  интерес к  науке и  технике.

Советская фантастика пережила кризис в  1930-е и  1940-е годы, когда усилилось давление цензуры на  писателей. В  этот период преобладала фантастика, посвящённая популяризации науки и  техники и  рассматривающая лишь события ближайшего будущего.
В  1950-е годы бурное развитие космонавтики приводит к  расцвету фантастики об  освоении Солнечной системы, подвигах космонавтов, колонизации планет. К  ведущим авторам этого периода относятся Г.  Гуревич, А. Казанцев, Г.  Мартынов.

В  1960-е годы и  позднее советская фантастика начинает уходить от  твёрдых рамок научности, несмотря на  давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к  социальной фантастике. В  этот период появляются книги братьев Стругацких, Кира Булычёва, Ивана Ефремова, которые поднимают социальные и  этические вопросы, содержат воззрения авторов на  человечество и  государство. Нередко фантастические произведения содержали скрытую сатиру. Эта  же тенденция нашла отражение и  в  кинофантастике, в  частности, в  работах Андрея Тарковского («Солярис» и  «Сталкер»).

Параллельно с  этим в  позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей, в  которой часто содержался прогноз научно-технических достижений будущего, например, «Приключения Электроника», дилогия «Москва  — Кассиопея» и  «Отроки во  Вселенной», «Тайна третьей планеты», «Гостья из  будущего» и  др.

Огромным прорывом для кинофантастики стало появление в  конце 1970-х цифровых спецэффектов и  компьютерной графики. В  числе первых фильмов, применявших компьютерную графику, были «Звёздные войны» (1977) и  «Трон» (1982), причём последний вывел эти технологии на  новый уровень. Благодаря небывалому коммерческому успеху «Звёздных войн» и  появлению новых технологий, кинофантастика с  начала 1980-х переживает бум популярности, фантастические киноленты становятся блокбастерами. Новым витком в  развитии технологий кинофантастики стал фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» (2009), который довёл до  небывалых высот технологию 3D-кинематографа.

В  современной России научная фантастика популярна и  развита. Ежегодно публикуются сотни новых наименований фантастических книг, нередко снимаются фантастические фильмы (такие как «Обитаемый остров», «Хардкор», «Притяжение», «Пришелец»).
С  начала 2000-х начали выходить журналы и  альманахи о  фантастике: «Если», «Мир фантастики», «Полдень, XXI  век»; появились крупные сайты о  фантастике, такие как «Лаборатория фантастики», «Архивы Кубикуса» и  др.

Научная фантастика за  свою историю развилась и  разрослась, породила новые направления и  поглотила элементы более старых жанров; одно и  то  же произведение может сочетать элементы сразу нескольких видов фантастики. Но  в  любом случае, День научной фантастики  — это хорошая возможность взять в  руки новое произведение или уже прочитанное и  погрузиться в  мир, многое из  которого в  скором будущем может обратиться в  реальность. А  это уже заставляет задуматься над проблемами настоящего.

Мадина Оздоева

Последние новости

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия сообщает,

Ингушское УФАС рассказало о значимых делах 2024 года на пресс-конференции

В мире, где борьба за справедливость становится все актуальнее, Ингушское УФАС на пресс-конференции представило значимые дела 2024 года.

Радиоэфир на Национальном радио «Магас»

24 декабря 2024 года на Национальном радио «Магас» состоялся радиоэфир с помощником Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия Элиной Алиевной Целоевой.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Беслане на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *