06.02.2024

О поступлении налогов в казну Республики Ингушетия

Источник фото: Фото редакции Хотелось бы узнать, каков сравнительный анализ сбора налогов в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года?

Источник фото: Фото редакции

Хотелось бы узнать, каков сравнительный анализ сбора налогов в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года?

Ну, если общую цифру брать, наверное, интересно будет нашим жителям, то, что касается нашего субъекта, территориальный бюджет, то в 2023 году мобилизовано 6, 976 млрд. Это довольно неплохая сумма. Она поступила часть в республиканский бюджет, часть во все бюджеты муниципалитетов. По сравнению с прошлым годом поступления, в общем снизились. Почему снизились? Потому что в прошлом году республика получила подарок, был у нас налогоплательщик, который единоразово заплатил более 2 000 000 000 руб налога. В дальнейшем он эмигрировал в другой субъект, и таких крупных налогоплательщиков у нас в субъекте больше нет. Но если не учитывать эту сумму, разовую сумму, которую в истории налоговой службы в республике была впервые и единственный раз, то мы с положительным темпом где-то 340 миллионов плюсом к 2022 году идем. Выполняются в принципе, по всем налогам, особенно необходимо подчеркнуть, что увеличились поступления по налогу на прибыль. То есть наш бизнес почти в два раза увеличил поступления налога на прибыль. Также необходимо отметить, что налог на имущество физлиц, транспортный налог с физлиц и земельный налог с физлиц тоже идут с хорошими темпами. По имущественным налогам физлиц почти в два раза темпы 90 000 000 руб. собрали в этом году, но также по остальным налогам тоже есть поступления, положительная динамика. Вместе с тем все хорошо быть не может. Есть и ложка дегтя в этих поступлениях, и по всей системе. Вопрос в том, что наш субъект занимает самое последнее место среди субъектов Российской Федерации по платежной дисциплине. Что это значит? Это значит, что по имущественным налогам физических лиц мы начисляет налог в районе, ну, по разному в разные годы было от 200 до 400000000 млн. То есть сколько объектов, сколько транспортных средств. Также там играет роль кадастровая стоимость объекта и другие показатели этих объектов налогообложения. И несмотря на то, что из года в год у нас темп поступления растет по физическим лицам, фактически мы не достигаем такого уровня, чтобы задолженность снижалась. То есть если мы начислили в этом году 300 миллионов, то мы взыскиваем 200 - 230, ну, по разному в разные годы. И вот в связи с тем, что наши жители, наши бизнесмены, вот мы, скажем так, жители республики, есть категория, которые платят сразу. С ними вопросов не возникает, и у них вопросов с государством не возникает. Есть люди, которые платят только когда их вызовут в суд, суд их обяжет. То есть по ним проводится весь комплекс мероприятий. Это долгое время, вплоть до года это все занимает, и только потом производятся платежи. Соответственно, таким людям начисляется и пеня, дополнительная нагрузка идет, и государственная пошлина, нагрузка идет, и показатели субъекту портится, потому что быть самым не дисциплинированным субъектом РФ тоже как-то из года в год очень неудобно и некрасиво. Вот такие моменты нас сопровождают. Это, скажем так, негативная часть. Вот связанная с налоговой сферой. Ну, многие, опять же, тенденцию, надо отметить, есть динамика положительная и по физическим и по юридическим лицам. Комплексная огромная работа проводится. И с муниципалитетом работаем, и с республиканским правительством работаем. Меры принимаются. Результаты положительные есть, но кардинального слома ситуации нет. А так в целом выполнение у нас негативных показателей, ну, бюджетных параметров, так скажем. Выполнение бюджетных параметров более 100%, где-то на уровне 101% у нас территориального бюджета. И с учетом разового платежа темп роста поступлений 340 миллионов. То есть это сумма больше, чем было в 2022 году.

Проводится определенная информационная работа, совместная и какие-то комплексы усилий для того, чтобы предотвратить рост задолженности налогоплательщиков. Но есть ли еще рычаги воздействия, которые, возможно применить для уменьшения долгов или же для предотвращения их появления?

Налоговый кодекс обеспечивает физическим лицам дополнительные гарантии. Дело в том, что принудительное взыскание проводится налоговым органом только через суд, когда идет взыскание с физических лиц. Поэтому после направления требования, если должник не уплатил свои налоги, мы подаем заявление в суд. Суд его рассматривает, выносит судебный акт. Данный документ, конечно, предъявляется потом и в банк на расчетный счет плательщика и работодателю, и приставам. То есть все возможные пути взыскания задолженности налоговые органы используют. Если говорить о дополнительных таких действиях, которые налоговый орган предпринимает, то это и работа с работодателями. Списки работников зачастую сам работодатель запрашивает у налогового органа, имеют ли его работники задолженность. И с учетом требований налоговой тайны сведения направляются работодателям, чтобы они приняли меры по побуждению своих работников к уплате задолженности. Также аналогичная работа проводится с муниципалитетами, делаются рейды, проводится разъяснительная работа в администрациях. То есть работа проводится не только по линии принудительного взыскания, предусмотренного Налоговым кодексом, но также используются все механизмы общественного воздействия, которые на сегодняшний день доступны.

Что касается успеха принудительного взыскания, как на сегодняшний день в вашем управлении оценивается эта работа по тому, как она связана напрямую с работой другого ведомства?

Принудительное взыскание, особенно с физических лиц это очень такой сложный момент, потому что, во-первых, люди бывают недовольны объемом налогообложения, который на них возлагается. То есть проведена переоценка кадастровая. Соответственно, увеличились налоги на имущество. В основном к нам имеют десятки и даже десятки тысяч обращений есть о том, что налог исчислен неправильно, что его завысили. Потом налоговый орган, использует средства межведомственного электронного взаимодействия, мы очень плотно работаем с росреестром, работаем с ГИБДД, которые имеют первоначальную регистрацию этих прав. Определяем, действительно ли объект принадлежит дополнительно, кроме имеющейся информации, принадлежит ли он даты с какого по какое принадлежит. Характеристики соответствуют, то есть лошадиных силы, территория, кадастровая стоимость. Все это делается, есть у нас масса перерасчетов. То есть мы обратную связь от налогоплательщиков видим. Мы с ними работаем. Очень активно люди начали использовать электронное взаимодействие. Его преимущества очень очевидны. Скорость ответа большая. Практически нет ни одного случая, чтобы заявление забыто, не отвечено, проигнорировано. То есть это вообще исключается. Система контроля очень жесткая. Система исключает практически человеческий фактор. Напоминает, делает уведомление и ни одно обращение не остается, не обработано.

Что касается налогов, различные виды налогов поступают в федеральные и муниципальные бюджеты. Давайте еще раз напомним населению, чтобы они были еще больше мотивированы своевременной оплатой налогов. Какие налоги куда поступают и на что они реализуются, на что их направляют эти средства?

Поступление налогов регулируется бюджетным кодексом. Налоговое законодательство определяет только объемы налога, сроки подачи, сроки оплаты. Но если так глобально брать, не вдаваясь в подробности, то налог на прибыль возьмем. Основная часть его поступает в республиканский бюджет. Небольшая часть в федеральный бюджет. НДФЛ это налог на доходы физических лиц. Это основной налог нашего бюджета, потому что у нас основной сектор все-таки занимают госслужащие, бюджетные учреждения, учителя, разные ведомства, структуры. Он поступает с разбивкой между республиканским бюджетом и муниципалитетами. Там для каждого муниципалитета определен свой процент. Поэтому в каждом муниципалитете разный. Но основная часть его идет именно в республиканский бюджет. Физические лица, налоги, которые платят это земля и налог на имущество физических лиц. Это уже местные налоги. Также есть транспортный налог с физических лиц, который частично разбивается между республиканским бюджетом и муниципалитетами. Наверное, отвечая на вопрос, куда идут налоги, на какие статьи расхода, это более такой к исполнительной власти вопрос. Но предположительно все, что делается в государстве, делается за счет налогов. А вот непосредственно пойдут ли они на оплату зарплаты этих работников, на выплату каких-то пособий, на дороги, на какое-то благоустройство, это надо непосредственно у пользователя этих средств спрашивать. Мы так подробно это сказать не сможем. Но все мы знаем, что налог — это обязательно безвозмездный платеж, который используется для обеспечения деятельности государства. Поэтому все, что делается, это делается за счет налогов.

А после каких действий налогоплательщик становится уже официально должником и когда дело доходит до того, что к нему уже стучат приставы. Это все таки зависит от объема накопленного долга или же периода задолженности?

Это очень хороший интересный вопрос. Дело в том, что в Российской Федерации введен единый день уплаты налогов для физических лиц. Уплата исчисления налога на физических лиц, транспорт, земля, имущество туда входит. В 2024 году мы будем рассчитывать за 2023 год. То есть в 2023 мы считали налоги за 2022 год. 1 декабря если это не выходной день, если это выходной, следующий за ним первый рабочий день, в этот день появляется во всех базах налоговых органов долги, скажем так. Те, кто не платил до этого долги, появляются. Чтобы этот долг не появился, налоговый орган направляет заранее, начиная с августа месяца уведомления. Их отправляют и электронно и в бумажном виде. То есть, всеми возможными средствами мы уведомляем плательщика о том, что у него планируется начисление налога 1 декабря и просим его заблаговременно оплатить для того, чтобы не было начисления пени. Если налогоплательщик по каким-то причинам не оплатил, 1 декабря наступило, то ему направляется требование об уплате налога. Теперь идет ранжирование. То есть Налоговый кодекс определяет порядок взыскания следующим образом. Если ваша задолженность менее 10 000 руб., то налоговый орган направил вам требования, дальнейшие меры принудительного взыскания не применяет, в течение трех лет ждет. Это, во-первых, связано с уменьшением нагрузки на судебную систему, чтобы на маленькие суммы не подавать, на это расходы государства, чтобы не несло. Но также мы параллельно работаем с работодателями, с администрациями. Вот такие нестандартные методы используются. Если же сумма больше 10 000 руб., то требования направляются. Если требования не исполняются в течение шести месяцев подается заявление на выдачу судебного приказа в суд. Суд его рассматривает в одностороннем порядке без вызова налогоплательщика, то есть это такая упрощенная процедура, выносит судебный приказ и направляет его налогоплательщику. У налогоплательщика есть 20 дней. Если он с суммами, указанными в приказе не согласен, то подает на обжалование. Если документ не обжалован, суд направляет нам судебный приказ, который является исполнительным документом, который можно предъявлять как исполнительный лист к исполнению. И, соответственно, если плательщик работает, то работодателю направляем, если не работает приставам, направляем уже. Дальше начинается работа службы судебных приставов.

Конечно же, из-за неплательщиков консолидированные региональные бюджеты теряют миллионы средств. Сейчас хотелось бы поговорить о категории предпринимателей. По ним проводится определенная работа. Буквально недавно у вас были рейдовые мероприятия. Есть предприниматели, бизнесмены, которые предпочитают не легализовывать свой бизнес. Как вы думаете, чем это у них мотивировано? Неужели они недостаточно информированы о том, какими программами, какими льготами они могут пользоваться и о том, что это может повлечь, какое наказание.

Мотивирует свои действия конкретные индивидуальные предприниматели, либо просто лицо без регистрации, осуществляющих деятельность. Мы, конечно, не сможем определить, у всех свои мотивы. Основной мотив — это то, что человек — вот буквально сегодня он начал осуществлять деятельность, хотел посмотреть, пойдет у него торговля не пойдет. И без этого он не намеревался регистрироваться в налоговом органе, потому что ему будут начисляться страховые взносы и другие платежи. Вот это основная, скажем так, причина, которая нам озвучивается при проведении рядовых мероприятий. Еще надо отметить, что рейдовые мероприятия налоговый орган самостоятельно не имеет права проводить. Мы только в рамках комиссий действуем, с муниципальными образованиями, с участковыми, привлекаем и другие органы, которые могут оказать воздействие на лиц, которые уклоняются от осуществления государственной регистрации. Но в целом это нарушение, скажем так, конкуренции. То есть зарегистрированный и уплачивающий налоги предприниматель, он и налог платит, и у него нагрузка больше, и у него товар подороже будет. Поэтому люди, которые таким образом выходят на торговлю, не регистрируются и таким образом ставят подножку законным предпринимателям. Мы в прошлом году несколько сот таких лиц выявляли. Материалы направляются в правоохранительные органы и в администрацию. Одновременно составляется протокол. Так как штрафы от 500 до 2 000 руб. за не постановку на учет, за осуществление деятельности без госрегистрации то, ну, люди не особо спешат с этим вопросом. Потому что когда они зарегистрируются в качестве индивидуального предпринимателя, им автоматически начисляются фиксированные страховые взносы. Там налоговое бремя, по сути, очень небольшое. Люди, которые пользуются патентом, там за год, может составить, ну, в зависимости от размера точки 10 000 и 20 000. Но в год это небольшие суммы. И логически объяснить, почему они не идут, то есть сказать, что они из-за налогового бремени не идут, мы тоже не можем. То есть на год, если разбить это очень такая маленькая сумма получается. При этом у пользователей, то есть у нашего населения вот больше вопрос к самому населению. Потому что, когда вы приобретаете товар у лица, которое не зарегистрировано, который вам кассовый чек не выдает, вы никакими гарантиями не обеспечены, вы его не вернете в случае там причинения ущерба здоровью. Вы ни на кого не пожалуетесь это риск. В налоговой нашей службе всего работает 220 человек и лица, которые именно заняты в этой среде их 15 человек. И охватить нашу республику они ежедневно в рейдах. Ежедневно с каждым муниципалитетом наши сотрудники в рейдах. Поэтому без помощи населения мы эту ситуацию не переломим. Мы должны приучать бизнес к тому, что надо цивилизованно работать. В Российской Федерации в любом городе, в любой магазин зайдите это бытность, для нашего субъекта это большая проблема. Все всячески уклоняются от регистрации. В дальнейшем приходится, чтобы они чеки использовали туда людей посылать, они налоговиков уже на лицо знают. Когда мы заходим чек выдается, когда другое лицо заходит, не выдается. Есть также операции, когда на карточки физических лиц предлагают оплатить. Тоже такие механизмы применяют. Да, боремся. Штрафы там десятки, сотни тыс. есть, и оплаты есть, и на уплату штрафа люди не противятся. Но при этом вопрос в глобальном плане не решается. То есть у нас зарегистрированных много и работающих много. Более 1800 кассовых аппаратов у нас зарегистрировано. Но сказать так, что вопрос решен в республике не получается. Для этого нам нужна помощь всего нашего населения, как социума.

Спасибо, что ответили на наши вопросы.

Источник фото: Фото редакции

Автор
Владимир Назаров

Последние новости

Кавказское межрегиональное управление   Россельхознадзора по Республике Ингушетия информирует   население   республики о необходимости   про

Болезнь Ньюкасла (далее — БН) — высоко контагиозная вирусная болезнь птиц, характеризующаяся поражением органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы, а также снижением продуктивности.

В Назрани ветеран службы встретился с действующими полицейскими

Накануне по инициативе Совета ветеранов МВД по Республике Ингушетия член Совета ветеранов МВД по Республике Ингушетия капитан милиции в отставке Ваха Бузуртанов встретился с личным составом ОМВД России по г. Назрань.

В Ингушетии отмечают 30-летие Конституции и Народного собрания республики

Спикер парламента республики Магомет Тумгоев в своем обращении напомнил, что 27 февраля 1994 года на всенародном референдуме была принята Конституция Ингушетии,

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *