Как создать эффективный корпоративный сайт и что может стать причиной провала?
Средний и крупный бизнес не могут обойтись без корпоративного сайта, который стал необходимым атрибутом для ведения дел организации, также является незаменимым инструментом для командной работы над задачами и проектами, для управления базами данных CRM и документооборотом, а также для создания эффективной внутренней коммуникации и PR-кампаний. Он является виртуальным представительством компании или организации в Интернете, и пользуется огромной популярностью.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что умелое использование интернет-ресурсов позволяет получить конкурентное преимущество в короткие сроки и с минимальным количеством дополнительных затрат. Кроме того, цель сайта может быть различной: улучшение имиджа, расширение географии продаж, привлечение инвестиций и т.д. Однако, чтобы добиться желаемого результата, сайт должен быть профессионально разработан.
В статье мы рассмотрим, какие характеристики должен иметь качественный корпоративный сайт, перечислим факторы, которые влияют на стоимость его разработки, а также приведем несколько примеров успешных кейсов.
Сайт как пятый элемент успешного бизнеса
Корпоративные сайты являются важными интернет-ресурсами, на которых можно найти подробную информацию о деятельности компании или предприятия, такую как описание услуг, история развития, условия сотрудничества, онлайн-сервисы, открытые вакансии, интересные предложения, новости и другие события, отображающие деятельность организации. Обычно вся информация, представленная на сайте, собрана в управляемую базу данных.
Корпоративные сайты отличаются многоуровневой структурой и большими объемами информации по сравнению с одностраничными сайтами или лендингами. Они также обеспечивают возможности для интеграции во внутреннюю корпоративную сеть, ведения документооборота и бухгалтерии, управления и визуализации бизнес-процессов, работы с почтовым сервером по протоколу POP3, кластеризации веб-ресурса для улучшения доступности и его масштабирования при больших нагрузках, автоматической отправки сообщений (Push & Pull), полной интеграции с мобильными версиями интернет-магазинов, A/B тестирования на предмет конверсии при изменениях в архитектуре и дизайне сайта, а также расширенной веб-аналитики, необходимой для успешного проведения маркетинговых мероприятий и других задач.
Корпоративные порталы ориентированы прежде всего на действующих и потенциальных бизнес-партнеров, а также на средства массовой информации. Важно понимать, что повышение продаж не является главной задачей при создании корпоративного сайта. Однако он может принимать заказы и обрабатывать их, проводить опросы и исследования, проводить рекламные кампании, обрабатывать почту и организовывать рассылки, расширять клиентскую базу и географию продаж, а также обеспечивать узнаваемость среди потенциальных клиентов.
Корпоративные сайты также могут быть внутренними ресурсами, созданными для делового общения сотрудников. Это сложный программный продукт, который позволяет ставить задачи в рамках одной организации, пользоваться единой базой данных, налаживать взаимодействие между географически распределенными филиалами и т.д. На внутреннем корпоративном сайте могут быть представлены разделы, такие как личный кабинет сотрудника, внутренний чат, расписание корпоративных мероприятий, модуль тайм-менеджмента, внутренние новости, приказы, распоряжения и файловое хранилище для организации документооборота и других задач.
Современные корпоративные сайты объединяют информационную и внутреннюю программную часть. Внутренняя часть защищена авторизацией через LDAP или подобные службы и протоколы каталогов, публичная же часть открыта для свободного доступа в интернете.
Статистика продолжает демонстрировать рост числа пользователей интернета. Согласно исследованиям «Яндекса», ВЦИОМа и группы TNS, проникновение интернета в России к 2015 году возросло до 70%, а в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, этот показатель почти достигает 80%. Ежегодно статистика продолжает расти на 6–10 процентных пунктов. Опросы также показывают, что у пользователей снижается доверие к компаниям, которые не представлены в интернете.
Современный маркетинг в своей теории относит веб-PR (наличие веб-сайта и онлайн-каталога, организация виртуальных конференций и т.д.) к числу трех составляющих интерактивного PR, которые напрямую влияют на популярность, узнаваемость и авторитет компании.
Сегодня эксперты в области веб-разработок и интернет-PR уже не задаются вопросом, нужен ли корпоративный сайт. Вместо этого они фокусируются на том, каким должен быть этот ресурс, чтобы максимально эффективно выполнять задачи по коммуникации и построению имиджа компании.
Каким должен быть современный корпоративный сайт? Важным элементом любого корпоративного сайта является его дизайн и архитектура, которые должны производить правильное впечатление на посетителей. Кроме того, сайт должен соответствовать общему стилю компании. В зависимости от специфики деятельности можно придерживаться минимального дизайна или, наоборот, создавать яркий и сложный дизайн.
При разработке корпоративного сайта необходимо учитывать три фактора, которые напрямую влияют на комфорт пользователя:
- Простота. Любой пользователь должен легко понимать, куда ведет каждая ссылка и где можно найти необходимую информацию. Поэтому важным элементом является продуманная навигация, быстрый поиск и минимальное количество кликов для перехода на нужную страницу.
- Адаптивность и SEO-оптимизация. Корпоративный сайт должен быть адаптирован под любые мобильные устройства. Также важна оптимизация сайта для поисковых систем.
- Скорость и стабильность. Скорость загрузки страницы важна для пользователей, а для сайта зависит от размера страниц и настроек хостинга.
Кроме того, сайт для корпоративного бизнеса должен иметь функциональную систему управления содержимым (CMS). Платные системы управления являются лучшим выбором для корпоративных сайтов. Их востребованность можно выстроить в следующем порядке:
- 1С-Битрикс - стабильность, безопасность, функциональность.
- UMI.CMS - мультисайтовость за одну лицензию, простой интерфейс.
- NetCat - бюджетный вариант, удобный для быстрых лендингов.
- HostCMS - легкая, быстрая, удобная, недорогая система.
- AMIRO.CMS - ориентирован на электронную коммерцию.
Информационное наполнение корпоративного сайта имеет большое значение. Вы должны предоставить пользователям полное представление о деятельности компании, спектре товаров или услуг и преимуществах сотрудничества. Также важно учитывать поведение пользователей на сайте и собирать статистику посещения целевой аудитории.
Обязательной функцией корпоративного сайта является обратная связь с клиентом, где необходимо обеспечить быстрый ответ и оперативное решение проблемы.
Высококачественный корпоративный сайт может повысить статус компании и стать незаменимым помощником в бизнесе. Грамотное разработка и обслуживание сайта даже небольшого размера могут привести к заметным результатам в бизнесе.
Современные корпоративные сайты должны быть отточены в мелочах: с грамотно выстроенной структурой, удобной навигацией и правильно подобранным дизайном. Эти аспекты коррелируют со значительным ростом популярности ресурса. Не так давно состоялся авторитетный конкурс «Золотой сайт – 2016», в котором были представлены незабываемые примеры успешных корпоративных сайтов.
Первый пример — это корпоративный сайт gazprom-neft.ru. Он был запущен в 2015 году компанией «Газпром Нефть» и построен на базе предыдущего ресурса, учитывая лучшие международные практики. Функциональные возможности, структура сайта, система навигации были изменены. Среди нововведений стоит отметить адаптивную верстку и каждый раздел сайта, разработанный для конкретной целевой аудитории.
Результаты говорят сами за себя: количество сеансов увеличилось на 45%, а число просмотров страниц и пользователей соответственно выросло на 36% и 41%.
Второй пример — это trkpetrovsky.ru, корпоративный сайт крупного торгово-развлекательного комплекса в Ижевске. Сайт создан с учетом интересов покупателей, арендаторов и рекламодателей. Он имеет разделы для каждой группы, в которых ключевые действия укладываются в три клика. Для дизайна был выбран броский стиль глянцевого журнала, яркие изображения, разнообразная верстка и анимация. Кроме того, сайт адаптивный и технологичный.
Даже через полгода после запуска обновленного сайта количество отказов снизилось с 39% до 12%, а глубина просмотра выросла с 3,39 до 4,72 просмотренных страниц. Длительность пребывания на сайте увеличилась с 1,55 до 4,02 секунд.
Третий пример — это официальный сайт авиакомпании «Уральские авиалинии» (uralairlines.ru). Ресурс был полностью переделан после проведенных исследований юзабилити. В основе построения сайта заложены анимированные баннеры в едином стиле и логическая цепочка «вопрос-ответ». В результате разделы сайта были оптимизированы.
Выявленная концепция корпоративного сайта привела к увеличению посещаемости в 1,5 раза.
Четвертым примером является сайт известной сети ресторанов быстрого питания Subway (subway.ru), работающая на основе франчайзинга. Раздел франчайзинга был основным фокусом: на его проектирование сделали упор на анализ финансовых данных и изучение аудитории. Кроме того, раздел франчайзинга был оптимизирован и интегрирован с сайтом благодаря системе CRM.
В результате проекта длительность просмотра раздела франчайзинга увеличилась на 75%, а показатель отказов сократился на 33%. Это привело к росту конверсии: было получено большое число заявок на партнерство.
Пятый пример — это сайт крупного телеком-провайдера onlime.ru, который был пересмотрен недавно. Аналитика была проведена до начала работы модернизации сайта, эксперты анализировали время пребывания пользователей на сайте, ожидание перед заявкой, периоды активности, последовательность посещения разделов и т.д. Для нового сайта была разработана альтернативная информационная архитектура. На главной странице был размещен баннер с актуальными предложениями и возможностью оформить заявку.
По итогам редизайна конверсия выросла на 14%, а средний чек увеличился на 70%.
Как разработать корпоративный сайт: этапы
Создание сайта — это процесс, который состоит из нескольких этапов, каждый из которых важен для успешной реализации проекта. Ниже перечислены классические этапы разработки корпоративного сайта:
-
Бизнес-аналитика. На этом этапе формулируются цели и проводятся предпроектные исследования, включая анализ целевой аудитории, конкурентов и конкурентных преимуществ заказчика. Здесь также формируется бюджет проекта.
-
Создание технического задания (ТЗ). Это детальный план работы, утвержденный заказчиком, в котором определяются решения по дизайну и особенностям программирования.
-
Создание структуры сайта. На этом этапе происходит расположение элементов и блоков в соответствии с выбранным макетом верстки.
-
Прототипы (адаптивные). Прототипы позволяют быстро согласовать все детали проекта и избежать ошибок на стадии дизайна. На этом этапе продумывается структура сайта, которая поможет добиться высоких конверсии и продаж.
-
Дизайн (адаптивный). Визуальная составляющая для корпоративных сайтов и порталов крайне важна. От внешнего вида сайта зависит первое впечатление и заинтересованность клиента в вашем продукте или услуге. Графическую концепцию обычно отрабатывают на примере главной страницы.
-
Верстка (UI элементная база). Этот этап представляет собой перевод графического дизайна в HTML-код. Правильно сверстанный сайт одинаково работает во всех браузерах и при любых разрешениях.
-
Разработка (программирование). На сервер устанавливаются системы управления контентом, происходит внесение требуемых правок в код, производится настройка и программирование модулей. На страницах появляется интерактив: ссылки, формы, кнопки и т.д.
-
Интеграция (корпортал + CRM-базы данных и телефония + автоматизированный документооборот и учет и прочие). На этом этапе интегрируется система управления, производится настройка сервера и установка системы безопасности хранения баз данных.
-
Создание контента. Если тексты, фото и видео предоставляет заказчик, он должен позаботиться о своевременной подготовке контента.
-
Правильное размещение контента. Изображения и анимация не должны отвлекать от текста, текст должен быть разделен на блоки и легко читаться.
-
Проработка SEO. SEO-адаптивные сайты изначально нацелены на продвижение и быстрее поднимаются в топ поисковой выдачи.
-
Настройка серверов (хостингов). На этом этапе проводятся тестирование ресурса и оценка его работоспособности. Исправляются ошибки в коде и некорректная верстка, проверяется контент на уникальность.
Но работа над корпоративным сайтом не заканчивается после запуска. Сегодня для успешного продвижения ресурса в поисковиках и социальных сетях, а также для организации рекламных кампаний, необходимо заранее спланировать стратегию продвижения. Поэтому важно, чтобы разработчик был компетентен и в вопросах оптимизации. Любые ошибки на ранних этапах могут обойтись очень дорого в будущем.
Цена играет большую роль, когда речь идет о создании корпоративного сайта. Существует множество факторов, которые влияют на стоимость разработки, в том числе объем работ, сроки и профессионализм исполнителя. На практике цены на создание таких сайтов сильно разнятся: от 150 000 до 3,5 миллиона рублей.
Базируясь на уровне профессионализма, можно условно разделить всех исполнителей на четыре категории. Наибольшее количество на рынке составляют "студенты" – люди без опыта и успешных проектов, которые работают вдвоем или одиночку. Это более 80% всех исполнителей, их услуги обходятся от 20 000 до 100 000 рублей. "Претенденты" – это специалисты с минимальным опытом, часто выполняющие несколько функций одновременно. Их работы оцениваются в 100 000-200 000 рублей. "Профессионалы" – это опытные разработчики, гарантирующие хорошее качество и выполнение работ в срок. Они взимают от 200 000 до 700 000 рублей. Наконец, есть "элиты", то есть веб-студии, которые предоставляют свои услуги за 700 000-3,5 миллиона рублей.
В лучшем случае недорогие услуги могут означать использование бесплатных CMS, отсутствие SEO-оптимизации и готовый шаблонный дизайн. Тем не менее, проект, который реализуется командой профессионалов, требует множество месяцев работы и экспертов для каждого этапа. Это продукт, который окажется эффективным бизнес-инструментом и быстро окупится, начав приносить прибыль. Поэтому необходимо тщательно выбирать подрядчиков и взвешивать свои финансовые возможности не только на этапе создания, но и при дальнейшем обслуживании сайта. Стоит помнить, что, как и с дорогим автомобилем, "премиальный" корпоративный сайт потребует больших затрат на содержание. Если вы решите экономить на таком проекте, ошибки и необоснованные компромиссы, сделанные еще на стадии планирования, впоследствии могут обойтись очень дорого.
Фото: freepik.com