Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
В условиях экономического кризиса руководители предприятий и ИТ-директоры задаются вопросом, какими должны быть ключевые критерии эффективности информационных технологий (ИТ) и как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение требуют постоянных инвестиций, которые не всегда окупаются, поэтому эта проблема актуальна для многих организаций.
В 2013 году на конференции издательского дома «Открытые системы» было отмечено, что ИТ-менеджмент в России стал полноправным инструментом для решения бизнес-задач. Это соответствует глобальной тенденции, отмеченной в исследовании The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey. Согласно данным исследования, 70% руководителей продемонстрировали глубокое понимание важности управления IT-активами, а 31% планировало уделять больше внимания данному направлению.
Многие руководители боятся управлять постоянно растущей и совершенствующейся ИТ-инфраструктурой предприятия, так как этот процесс требует специальных знаний, привлечения сертифицированных специалистов и использования соответствующих технологий. Однако игнорирование этой стороны развития бизнеса может привести к серьезным последствиям, таким как использование нелицензионного программного обеспечения, что может привести к критическим сбоям в работе и конфликтам с правоохранительными органами. Кроме того, это может привести к потере и утечке важной для компании информации, неоправданно высоким расходам на IT-обеспечение, снижению эффективности бизнес-процессов и уменьшению скорости и качества коммуникации с деловыми партнерами и клиентами.
Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.
Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:
- инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
- непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
- анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
- выставление счетов;
- создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
- оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).
Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.
ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.
На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Если вы решите внедрить процессы управления ИТ-активами, то на практике сможете получить следующие преимущества:
- Большую эффективность при управлении бюджетом;
- Качественное и стратегическое планирование;
- Надежное соответствие регулирующим требованиям;
- Определение путей снижения затрат и возможность их возмещения.
Решить проблемы управления ИТ-активами - задача для всех компаний. К некоторым самостоятельно это удается, но если вы хотите поднять на новый уровень управление ИТ-активами крупного холдинга, то вам необходимо обратиться за помощью к профессионалам.
Рынок услуг по менеджменту в сфере информационных технологий оценивается как очень перспективный. В то время как общий рост рынка IT-услуг на территории России в 2015 году по данным IDC ожидается на удручающем уровне - долларовый сегмент сократится на 10%, услуги по менеджменту в сфере информационных технологий сохранят свой высокий спрос. Например, IDC подтверждает, что спрос на управление IT-активами не падал даже в кризисный 2008 год.
По мировым тенденциям, генеральный директор будет представлять основного внутреннего заказчика IT-сервисов в компаниях чаще, чем IT-директор.
Рейтинг ИТ-компаний России: кто лидирует на рынке управления IT-активами?
Если у вас возникла необходимость найти компанию, которая поможет вам профессионально решить вопросы, связанные с управлением IT-активами, то предлагаем обратить внимание на топовых игроков рынка. Именно они заслуженно являются лидерами отрасли благодаря всестороннему владению информационными технологиями, плодотворным партнерским отношениям с лучшими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также высоким уровнем конфиденциальности и защиты информации.
Итак, на рынке ИТ-услуг давно и хорошо известны следующие компании (ранжировка произведена по количеству выполненных проектов, уровню сертификации специалистов и отзывам клиентов):
- Компания A
- Компания B
- Компания C
- Компания D
- Компания E
При выборе ИТ-компании для сотрудничества, обратите внимание не только на ее рейтинг, но и на ваши личные критерии, такие как требования к качеству работы, удобство коммуникаций, стоимость услуг и т.д.
Компания КРОК возникла в 1992 году. Сегодня она занимает лидирующую позицию в сфере IT-системной интеграции на российском рынке, согласно данным IDC, удерживая 16,1% рынка. Кроме того, количество сотрудников в КРОК превышает 2 200 человек, и большинство из них - технические специалисты, обладающие вместе 4 400 профессиональными сертификатами. Благодаря постоянному сотрудничеству с более чем 200 производителями ПО и АО, компания создает комплексные решения, объединяющие в себе инфраструктуру и автоматизацию бизнес-процессов. Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec, Dell, существующие в компании, дают возможность клиентам использовать новейшие технологии для решения своих бизнес-задач. В КРОК ежегодно реализуется более 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых значатся такие известные компании, как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот КРОК составил 27 млрд руб.
IBS – крупнейшая IT-компания, основанная в 1992 году. Более 10 000 сотрудников компании работают в различных уголках мира, что делает ее присутствие в первой пятерке рейтингов отрасли достоянием общественности. IBS сотрудничает с известными западными и российскими поставщиками АО и ПО, а также имеет Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С. Она предлагает широкий спектр услуг, включая разработку и внедрение ПО, бизнес-приложений, консультирование в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди ее клиентов такие известные компании, как «Росатом», «Газпром», Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и прочие. Консолидированный оборот компании в 2014 году составил $903.6 млн.
Компания Техносерв была основана в 1992 году. Она имеет представительства во многих городах России и стран СНГ. Ключевые направления деятельности компании включают:
- хранение и обработку данных;
- построение и мониторинг ИТ-инфраструктуры;
- обеспечение информационной безопасности;
- ИТ-аутсорсинг и многое другое.
Среди заказчиков компании находятся такие компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и другие.
За 2013 год компания Техносерв заняла место в ТОП-3 рейтингов РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги» среди российских IT-компаний. Общее число сотрудников в компании превышает 2 000 человек, а объем ее оборота в 2013 году составил 40,16 миллиарда рублей.
Компания NVision уже более 19 лет работает на рынке информационных технологий и предоставляет широкий спектр ИТ-услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, построение и обслуживание ИТ-инфраструктур и других. На данный момент у компании имеется 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы. NVision является партнером более 100 крупнейших мировых поставщиков АО и ПО.
Компания в настоящее время насчитывает более 3 500 работников. Они обслуживают 250 крупных заказчиков, в том числе такие известные бренды, как «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие. Каждый год компания успешно реализует более 5 000 проектов.
В 2013 году выручка компании NVision достигла 39,4 млрд рублей. В 2014 году в рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла заслуженное 2-е место среди предоставляющих ИТ-услуг компаний.
"Астерос" – группа компаний, существующая с 1998 года. В ее состав входят такие компании, как "КАБЕСТ", "Астерос Консалтинг" и "Астерос Лабс". Компания имеет представительства в России и странах СНГ. Главными направлениями ее работ являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), разработка и использование бизнес-приложений, а также ИТ-аутсорсинг и инженерные сети.
"Астерос" имеет широкое портфолио клиентов, в которое входят такие крупные компании, как "ВТБ", Сбербанк России, "Вертолеты России", РУСАЛ, РусГидро, "Северсталь", "ТНК-BP", "ВымпелКом", "МТС", МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.
"Астерос" также выделяется большим количеством специалистов - более 1 700, работающих в компании.
В 2013 году "Астерос" получила почётное место в списке крупнейших компаний России - рейтинге «Эксперт-400». Оборот компании в этот же год составил 19,7 миллиардов рублей.
Если вы готовы к выбору поставщика услуг, то каждая из компаний, представленных в данной статье, заслуживает детального рассмотрения. Однако, чтобы сделать обоснованный и правильный выбор, необходимо провести анализ решений, предлагаемых каждым поставщиком, и определить, какие из них соответствуют актуальным задачам вашего бизнеса.
Фото: freepik.com