3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
С ростом информации и усложнением технических вопросов, производственные процессы становятся более сложными. Выпуск качественной продукции с наименьшим количеством исправлений на всех этапах жизненного цикла, включая проектирование, становится критически важным. Технологии 3D-моделирования помогают решить эти задачи и обеспечивают высокую точность визуализации уже существующих объектов и окружения, детализацию проектируемых объектов, а также позволяют пользователям полностью погрузиться в заданную атмосферу.
Каким образом, конкретно, 3D-решения могут повысить эффективность бизнеса и производства? Чтобы понять это, давайте совершим небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
3D-технологии стали доступны благодаря продолжительному улучшению компьютерного оборудования и программного обеспечения. Они широко используются в нашей повседневной жизни, в проектировании для проработки элементов любых размеров, а также в сфере маркетинга, визуализации тренингов, презентаций.
Создание трехмерных моделей реальных или абстрактных объектов достигается за счет использования специализированных компьютерных программ. Методы 3D-моделирования могут быть различными:
- Создание реалистичных изображений, которые могут быть проецированы на обычный монитор или экран. Некоторые программы также позволяют печатать модель на 3D-принтере.
- Создание стереоизображений для просмотра на обычном мониторе, используя специальные поляризационные очки, или на 3D-мониторе со стереоскопическим эффектом.
- Создание компьютерных голограмм.
Для достижения наилучшего результата можно текстурировать трехмерную модель объекта, определить освещение и создать анимацию.
Во всем мире создание трехмерных изображений стало огромной индустрией. 3D-технологии широко применяются в различных областях, и их список постоянно расширяется. В настоящее время данные технологии нашли свое применение в следующих областях:
- архитектура;
- дизайн интерьеров;
- промышленный дизайн;
- машиностроение;
- образование;
- реклама;
- нефте- и газодобыча;
- безопасность промышленных объектов;
- управление воздушным движением;
- компьютерные игры;
- медицинская диагностика;
- научные исследования;
- киноиндустрия;
- шоу-бизнес.
Некоторые мировые лидеры рынка 3D-технологий - компании EON Reality, Autodesk, Mitsubishi Electric Europe B.V. В России этот рынок развивается активно уже на протяжении последних 10-15 лет. Особый спрос на 3D-технологии наблюдается в таких сферах, как 3D-тренажеры и симуляторы. В России наиболее известными компаниями в данной сфере являются "3D Лига", VE Group, Nettle. Оборудование и ПО разрабатываются в такой же степени, как и 3D-контент. В настоящее время специалистов по 3D-контенту у нас крайне мало.
Цифры и факты показывают увеличивающуюся востребованность 3D-технологий в бизнесе:
- Методики интерактивного обучения с помощью 3D-технологий в вузах, согласно данным EON Reality, могут повысить запоминаемость учебного материала на 80%. Симуляторы и тренажеры открывают возможность смоделировать любую реальную ситуацию, не прибегая к использованию дорогостоящего оборудования. Аналитики американской Acacia Research Group ожидают, что объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 году может достигнуть $20 млрд, только в оборонном секторе.
- Архитектурная 3D-визуализация в специальных комнатах помогает создать и эксплуатировать здания, сооружения и их комплексы. Такие методы помогают визуализировать объекты со всех сторон, более четко проследить конструктивные элементы, предотвратить ошибки в проектировании и найти новые варианты зонирования.
- 3D-анимация легко применяется в создании рекламных роликов. Отличительной чертой этого метода является отсутствие необходимости в сложной организации съемок с участием актеров и технических средств.
- Художественные и анимационные фильмы в формате 3D стали обычным явлением на больших киноэкранах и уже появляются на экранах домашних 3D-телевизоров.
- Интернет-магазины используют 3D-технологии для более детального представления товаров на сайтах. Согласно исследованию Autodesk, более 60% пользователей хотят продукцию с трехмерной инструкцией по эксплуатации, а более 80% хотят видеть трехмерные изображения продукции.
- Традиционные магазины одежды используют 3D-технологии для создания виртуальных примерочных, чтобы покупатель мог увидеть, как будет выглядеть одежда на нем.
3D-решения используются крупнейшими мировыми и отечественными концернами, включая Boeing, Suzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Актуальные решения для бизнеса
На данный момент существует несколько моделей используемых в компьютерных технологиях, которые применяются в корпоративном сегменте. Рассмотрим некоторые из них:
Одноэкранные 3D-системы – самые простые, распространенные и недорогие. Они не предъявляют высоких требований к помещению и могут быть применены практически в любой отрасли. Неоспоримым преимуществом таких систем является их мобильность.
Второй тип систем - мультидисплейные системы, также известные как видеостены. Для создания изображения в этой системе используются технологии сшивки проекционных изображений. Дисплеи можно соединить в любом количестве, что позволяет варьировать размеры полотна. Видеостены могут быть адаптированы под любые помещения, независимо от их конфигурации и назначения. Основные сферы применения - event-индустрия, компьютерные игры и симуляторы, выставки и презентации.
Третий тип – персональные системы погружения в виртуальную реальность: индивидуальные рабочие места, CAVE-системы различной конфигурации (3D-куб, купол). Они представляют собой специально оборудованные помещения, где 3D-изображение проецируется непосредственно на стены. Такая система позволяет создать максимальный эффект присутствия. Решения данного типа могут быть разработаны индивидуально или представлены в виде готовых решений. Они находят применение в научных, учебных и развлекательных целях.
Четвертый тип – системы дополненной реальности, которые представляют собой решения, направленные на сочетание реальных и виртуальных элементов. Примерами данного типа могут служить интерактивные примерочные, планшеты для работы с дополненной реальностью, интерактивные панели с системой распознавания движений и жестов пользователя при бесконтактном взаимодействии. Дополненная реальность часто становится инструментом автоматизации предприятий и складов.
Если на заре становления 3D-технологий они были доступны только крупным военным заказчикам из-за своей высокой стоимости, то в настоящее время компьютерные 3D-разработки все больше используются в корпоративном сегменте.